ЯРОПОЛК И ЕГО КНЯЖЕНИЕ

ЯРОПОЛК И ЕГО КНЯЖЕНИЕ (972-980). Ярополк был законным наследником великокняжеского престола в Киеве.

Как было уже сказано, Святослав, уходя во второй походв Болгарию, разделил Русь между своими сыновьями. Ярополку, как старшему, достались Киев и Киевская земля, среднему сыну Олегу — Древлянская, и младшему Владимиру — Северная Русь. Здесь и застало их известие о гибели отца. Поэтому Ярополк, как старший в роде и сидевший в Киеве, занял великокняжеский престол, на законных основаниях.

До сих пор историки удивляются: почему Святополк пошел на такой шаг — фактически разделил единое государство на три части, показав этим дурной пример потомкам. И, во-вторых, почему Святослав, ярый противник христианства, посадил на престол в Киеве, считавшимся главным по отношению к другим городам, сына-христианина, будучи сам язычником. Некоторые это объясняют тем, что у него не было выбора, поскольку Олег, хотя и был тоже христианином, но был младше, а Владимир совсем еще малолетним, да к тому же не мог быть наследником, так как он был бастардом, то есть рожденным от внебрачной женщины.

Немного из биографии Ярополка. Точная дата рождения Ярополка неизвестна, но предполагают, что где-то в начале пятидесятых годов, когда княгиня Ольга только что стала христианкой. Как мы уже знаем, Святослав, его отец, постоянно занятый дружиной и военными делами, уделял ему мало внимания. По утверждению В. Н. Татищева, если мать Ярополка была венгерской царевной, то она могла быть и христианкой, так как христианство в Венгрии с середины X столетия стало государственной религией. Поэтому, если она действительно была христианкой, то могла быть союзницей княгини Ольги в Деле воспитания своих детей, а, следовательно, и Ярополка, в духе христианской морали и приобщения их к новой вере. Татищев свидетельствует «склонность» Ярополка к христианству, а результатом этой склонности явились его «кротость, благонравие, любовь к христианам».

Есть сообщение, что невест в жены Ярополка и Оле-Ра выбирала им их бабка, княгиня Ольга. В этой связи женой Ярополка оказалась византийская принцесса, как результат религиозных соображений Ольги. Имеется также другое сообщение, которое не отрицает греческого происхождения жены Ярополка, но говорит о том, что она была не царевна, а из монашек, и привез ее Святослав для Ярополка «красоти ради лица ея». В этих сообщениях есть существенные противоречия в отношении ее происхождения, но можно считать их не принципиальными по отношению к христианству: и в первом, и во втором случае можно видеть ее, как христианку. Это не противоречит так же Ипатьевской летописи, которая подтверждает принадлежность жены Ярополка к христианству. Поэтому не исключено, что ее влияние на мужа, как христианки было сильным и укрепляло его тяготение к этой религии. Поэтому есть все основания считать его христианином. Ученые считают, что если княгиня Ольга оказалась бессильной спасти сына, упорствовавшего в своем язычестве, «от вечного огня, уготовленного некрещеным на том свете», то она не могла допустить этого по отношению к своим внукам, которых любила сильнее, чем Святослава. Она приложила все силы своего воздействия и в союзе со своей невесткой окрестила Ярополка. Акт крещения которого, как предполагают историки, состоялся, когда он был еще младенцем. Это должно было быть так по логическому рассуждению. Но, однако, этому противоречит одна запись в «Повести временных лет» под 1044 годом: «Погребена быста два князя ЯрополкЪ и ОлегЬ.сыны Свя-тославля и крестиша кости его, и положиша я вЪ церкви святыя Богородица». Это вроде бы указывает на то, что Ярополк и Олег при жизни не были крещены и остались, как их отец, язычниками. Но этого не могло быть, ибо это противоречит христианской практике и морали, которая не знает обряда крещения умерших, тем более их костей. Это также противоречит концепции, изложенной Илларионом, церковного авторитета того времени, он в «Слове о законе и благодати», написанном им между 1037 и 1051 годами, то есть во время, когда по летописи происходило крещение костей, Илларион, занимая видное место в церковной иерархии при Ярославе и неуклонный блюститель церковных законов и обрядов, вряд ли мог допустить крещение костей; да и Ярослав не пошел бы на такое кощунство. Поэтому сообщение летописи вызывает большое сомнение. Трудно представить, чтобы Ольга, сильно любившая внуков, не окрестила их в раннем малолетстве. Надо полагать, что такая запись в летописи появилась уже после Ярослава Мудрого, вследствие вмешательства Никона Печерского или автора «Начального свода» в 1093 году.

Ввиду сложившихся обстоятельств, Ярополк рано оказался в женской среде. Женское окружение Ярополка (княгиня Ольга, жена Святослава — мать Ярополка) оказали большое влияние на формирование его характера. Характер у Ярополка от этого окружения, в котором он постоянно находился и от воздействия христианской морали, которую ему при этом внушали, был мягкий, нерешительный, он легко поддавался влиянию других лиц, Что в конечном итоге определило его дальнейшую судьбу. В будущем эти черты его характера будут использовать воевода Свенельд, дядька Владимира Добрыня и вошедший в его доверие, его же воевода Блуд, которые использовали слабые черты характера Ярополка против него самого и в конечном итоге привели его к гибели.

Гибель отца застала его в возмужалом возрасте, однако из-за его слабохарактерности, всеми делами в Киеве заправлял старый воевода, который был еще у деда и отца — Свенельд и, который не преминул воспользоваться узурпированной им властью и спровоцировал кровавое столкновение между братьями — Ярополком и Олегом с трагическим исходом.

Услышав об этом, Владимир испугался Ярополкова властолюбия и, боясь за свою жизнь, бросил Новгороди вместе с Добрыней ушел в Швецию искать поддержки и помощи унорманнов. Ярополк, узнав об этом, сразу же послал в Новгород своего воеводу и присоединил Северную Русь к своему княжеству. Став таким образом единовластным правителем Руси. Тем самым поправил ошибку отца — объединил все земли Руси в единое государство, разделившего его на отдельные княжества.

Правление Ярополка было не долгим. «Искренняя печаль Ярополка о смерти Олеговой, была предчувствием собственной его судьбы…». Его младший брат Владимир, бежавший от него «за море»,где он пробыл два, а по некоторым сведениям, три года, все время искавший там «способа возвратиться с могуществом и славой» обратно в Русь. Находясь «в земле Варяжской», участвовал, может быть, в смелых предприятиях норманнов, флаги которых развивались на всех морях европейских, и храбрость ужасала все страны от Германии до Италии; наконец, собрал многих врагов под свои знамена; прибыл с этой надежной дружиной в Новгород, сменяя посадников Ярополка, и сказал им с гордостью: «Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, да готовится отразить меня!».

Безтруда изгнав из Новгорода ставленников Ярополка и усилив дружину новгородцами, Владимир двинулся на Киев. Началась решительная схватка за Киевский престол. Это событие началось около 978 года. Ярополк имел явный перевес сил, но в силусвоего характера, действовал робко и нерешительно. К тому же, поставил себя в моральную зависимость от своего советника и воеводы Блуда. Владимир, зная большую доверчивость Ярополка к Блуду, стал склонять его к предательству, вступив с ним в тайные переговоры: «Желаю твоей помощи, ты будешь мне вторым отцом, когда не станет Ярополка. Он сам начал братоубийства —   я вооружился для спасения жизни своей». Блуд пошел на предательство, он советовал Владимиру окружить Киев, а Ярополку покинуть город, пугая его заговором киевлян, которые «хотят изменить ему и тайно зовут Владимира». Слабохарактерный и доверчивый Ярополк, как когда-то послушал Свенельда и пошел на своего брата Олега, так и послушал Блуда, теперь «думая спастись от мнимого заговора», покинул столицу, ушел в Родню, крепость-городок, стоявший в то время при впадении реки Роси в Днепр, и приготовился к обороне.

Изменник Блуд стал склонять его к миру с братом, Доказывая невозможность отразить Владимира. И опять доверился Ярополк предателю: «Да будет по твоему совету! Возьму, что уступит мне брат». У Ярополка был верный и рассудительный слуга по имени Варяжко, он советовал ему: «Не ходи, государь, к брату, ты погибнешь. Оставь Русь на время и собери войско в земле печенегов». Не послушал его Ярополк и отправился с Блудом в Киев к Владимиру, который ожидал его в теремном дворце Святослава. Предатель ввел легковерного Ярополка в жилище брата, где «два наемника, племени варяжского, пронзили мечами грудь Ярополкову…  верный слуга, который предчувствовал гибель несчастному, ушел к печенегам, и Владимир едва мог возвратить его в отечество, дав клятву- не мстить ему за любовь к Ярополку…».

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет