Взаимоотношения русской православной церкви с монголо-татарской ордой и Литвой после их нашествия на Русь

Татары, отдохнув день и ночь, напали на это последнее укрепление, снова началась «брань велика»; население с наиболее дорогим из имущества укрылось в Десятинную церковь, но хоры не выдержали тяжести, и стены рухнули… взятие произошло, по общепринятому свидетельству Суздальской летописи, 6 декабря, по свидетельству некоторых северных сводов, 19 ноября. Что стало затем с Киевом, Волынская летопись, так живо рассказывающая о его осаде, не говорит, прибавляет только, что Дмитро был схвачен татарами, но Батый даровал ему жизнь «мужЪства ради его» и приблизил к себе».

Бой за город был очень тяжелым: «кровавые реки текли по его улицам». Во время штурма и после него татары «порезали и поубивали почти всех жителей». Сам город был почти полностью сожжен. Если до нашествия Батыя в нем было только церквей около 400, то после боя и взятия его татарами в нем осталось только около 200 домов.

Монголы называли Русь своим «улусом», т.е. частью своих обширных владений — административной единицей, но оставили в этом «улусе» старые административно-политические порядки и получилось наслоение одной власти на другую — княжеская и монголо-татарская.

В первые десятилетия монголо-татарского ига, ордынские правители оставили на Руси прежние порядки — церковные и политические. Они сохранили прежний порядок княжеского владения и, как правило, утверждали на «великое» и региональное княжение — на «уделы» князей, представителей династии Рюриковичей и давали на это льготные грамоты («ярлыки»).

Такие же «ярлыки» давались представителям русской православной церкви и других конфессий, которые обеспечивали им право неприкосновенности. При штурме Киева монголы частично разрушили церкви св. Василя, Десятинную и частично Киево-Печерский монастырь, потому что в них укрывались киевляне и отсюда оборонялись, давая отпор захватчикам, но другие святыни не трогали, так как относились уважительно к другим религиям, считая, что всякая вера идет от Бога, веры, хотя и разные, но все они одинаковые для человека и ведут его к Богу. К русскому духовенству они относились с выраженной терпимостью и уважением. Русская церковь, митрополит со всеми другими представителями духовенства были освобождены от дани и Других платежей. Была даже построена православная церковь в Орде, недалеко отставки Батыя, в которой проходила служба. От этого монастыри стали быстро богатеть.

Казалось бы, сохранение старых порядков княжения и наследования, льготы церкви и церковнослужителям Должны были расположить русский народ к поработителям, но этого не случилось. Кроме сохраненных старых порядков, они ввели много новых, которые были неприемлемы для Руси, монголо-татарские чиновники часто кроме «официального» притеснения, допускали различного рода «приватные» обиды, вплоть до издевательства. К тому же, дань и другие поборы, которые они назначали и требовали, были тяжелыми и унизительными. Это являлось предлогом для протестов, народ не выдерживал и открыто стал выступать против представителей монгольской власти, избивали данщиков, численников. Такие выступления были почти во всех крупных городах и княжествах. После этого князьям приходилось прикладывать много усилий, унижаться перед ханской властью, чтобы задобрить и отвести от себя и своих подданных тяжелую расправу. Тем не менее, это помогало патриотически настроенным князьям понемногу собирать и накапливать силы для освобождения от ненавистного ига. Первое, что удалось добиться от ханской власти — это позволение самим собирать дань для орды и доставлять ее ханским даругам.

Чтобы легче было управлять, Русь еще больше была расчленена и отдельные ее регионы были изолированы друг от друга на многие десятилетия. Исторические судьбы этих регионов надолго разошлись. Каждый из этих регионов по отдельности был более послушен или, в случае необходимости, его могли запросто «умертвить». Русь оказалась на грани выживания и могла погибнуть. Но этого не случилось. Выдохнувшиеся в борьбе по завоеванию Руси, вожди Золотой Орды не могли осуществлять дальнейшее движение на Запад, поэтому они не ставили своей целью полное уничтожение русского народа. Он нужен им был, как источник их благополучия и богатства. Русский народ стал подвергаться самому бессовестному грабежу и насилию.

Монгольское нашествие разрушило не только Русь, оно потрясло тогда сознание всего культурного мира масштабами организованного варварства и злодеяний. Не будь тогда на их пути Руси, цивилизованная Европа испытала бы на себе весь ужас этого нашествия. По своему глобальному значению оно стоит рядом с походами Александра Македонского, а по масштабам злодеяний — с коротким режимом Гитлера.

«Напрасно думать,- писал несколько позднее Наполеон, — что монгольское нашествие было бессмысленным вторжением беспорядочной азиатской орды. Это было глубоко продуманное наступление армии, в которой военная организация была значительно выше, чем в войсках ее противников».

Теперь уже ни у кого нет сомнения в том, что именно богатейшие государства Центральной и Западной Европы были главной целью завоевательного похода Батыя, а Русь была только препятствием, барьером на их пути, о который они споткнулись и дальше уже не смогли осуществлять свое движение.

Общерусская нация, фактически, прикрывая своей грудью и ценой своей жизни, спасла Европу от нашествия монголо-татарских орд на Запад. Расчлененная и поверженная Русь выжила только благодаря менталитету ее народа, способности к выживанию и талантам отдельных его представителей.

По иному складывались взаимоотношения древне-русского народа с Великим княжеством Литовским и его народностью, племена которой с древнейших времен расселялись, до формирования ее, в густых лесах ниженазванных регионов: между Неманом и Бугом — ятя-ги; на правых притоках Немана — жмуть; к северу от них — коререв (куроны); на южном побережье Западной Двины (Даугавы) — жемгалы (Семигалия), на северном побережье — летиголы (латыши). Севернее их жили чудские племена — чудь и ливы, эсты.

Литовцы не имели крупных городов и крупных поселений, предпочитали глухие леса и пущи, где жили очень бедно, небольшими поселениями или хуторами: занимались охотой, рыбной ловлей и примитивным сельским хозяйством; торговля у них была на низком уровне, предметами торговли являлись в основном лыко и веники, иногда рыба. Вера была языческой, главным богом был, как и у языческих славян — Перун, но в отличие от них, они строили для него храмы, в них круглосуточно горел огонь, который считался священным и назывался «Знич». При каждом храме были жрецы, которых называли «Войде-леты» или «Кревиты», наистарейший, главный над всеми жрец звался «Крыве-Крывейте». Племенами управляли, так называемые «кунигасы» (князьки).

Литовские племена жили разрозненно, были не воинственными и являлись объектами для нападения поляков и Руси, которые временами нападали на литовские земли, облагали их налогами и другими поборами.

Теснимые немецкими рыцарями, слабые литовские племена отходили на восток; для противостояния захватчикам они стали собираться в более крупные объединения, которые управлялись своими особыми кунигасами (князьями) или приглашенными полоцкими, которые находились в дружественных и даже родственных отношениях, так как литовцы нередко женились на русских княжнах. В это время некоторые более сильные литовские князья, в компенсацию своих утраченных земель, стали захватывать русские земли. Это стало вызывать тревогу у русских людей и создавать новую ситуацию в их отношениях — с этого начался длительный этап колонизации древнерусских земель Литвой.

Во второй четверти XIII из среды племенных куни-гасов (князьков) выделился способный, умный, но очень хитрый князь по имени Миндовг или Миндове (Мендовг), сын Литовского князя Рингольда, сидевшего в Новгородке Черной Руси, захваченном им у одного из полоцких князей — Друцкого князя Дмитрия.

Страницы: 1 2 3 4


Сообщения по теме “Взаимоотношения русской православной церкви с монголо-татарской ордой и Литвой после их нашествия на Русь”

  1. христина:
    ну что же стало далше

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет