ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ

Большинство историков считают, что при Владимире I Святославовиче древняя Русь не только вступила в период своего расцвета, но и достигла кульминационной его точки. При нем государство достигло наибольших своих размеров, усилился международный авторитет Руси. В  988-989 годах он ввел в качестве государственной религии христианство. За что православной церковью канонизирован, признан равноапостольным и приобщен к лику святых. В  народных былинах и сказках его называют Красное Солнышко, в историю он вошел, как Владимир Великий, в христианской литературе его величают Владимир Креститель или Владимир Святой. Но, прежде, чем достичь всех этих титулов и стать «Святым», он прошел сложный и противоречивый жизненный путь в довольно сложной для него ситуации.

Владимир (в крещении Василий), Сын Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги, как внебрачный сын, не имел юридического права на Киевский престол, тем более, при живых старших братьях, законных престолонаследниках. Имея большое желание сесть на великокняжеский престол, он невольно втянулся в интригу, начатую старшими опекунами и советником Добрыней и воеводой Свенельдом, которых не устраивал ни Ярополк, ни Олег, и прежде всего потому, что они поддерживали христиан и были сторонниками новой веры. Они сумели поставить дело так, что сначала уничтожили Олега «руками» Ярополка, затем Ярополка «руками» примкнувшего к ним воеводы Блуда. Все это делалось так, чтобы Владимир был вне подозрения. Затем они сумели доказать, что мать Владимира, хотя и была ключницей у Ольги, но это не служанка и не рабыня из простонародья, а представительница высших слоев общества, княжеских кровей и, к тому же, была любимой наперсницей, то есть любимым доверенным человеком великой княгини. Поэтому Владимир, так же, как и Ярополк и Олег, имеет право на наследование Киевского престола. Чтобы претворить это в жизнь и достичь поставленной цели, его наставники, умело используя интриги, подготовили Владимира к захвату Киевского престола. Устроенный междоусобный конфликт между Ярополком и Олегом, окончившийся гибелью последнего, стал предлогом «для поспешного уезда, почти бегства» Владимира к варягам. Невольно возникает вопрос: сколько же лет было Владимиру в это время? Точная дата его рождения историками не установлена. По летописям известно, что Святослав ушел в свой второй болгарский поход после смерти Ольги, умершей в 969 году. Перед походом он разделил Русь между сыновьями. Владимир стал новгородским князем, ему было в то время 6 лет. Получается, что когда он «бежал» к варягам, через три года, т.е. после убийства Ярополком Олега, ему должно было быть 9-10 лет. Вряд ли в таком возрасте Владимир «бежал», да еще прихватил с собой Добрыню. Скорее всего ,было наоборот — «бежал» Добрыня и прихватил с собой малолетнего князя, запугивая его Ярополком и его расправой над ним. В действительности же, за этим скрывалась основная цель — Добрыня под предлогом восстановления прав Владимира на Киевский престол, сам мечтал прийти к власти и пользуясь его именем, с помощью варягов создать сильную, боеспособную армию (дружину) для свержения Ярополка, севшего на Киевский престол. Мог ли Владимир, находясь в таком возрасте, без помощи своего дяди, обратиться к варягам с намерением пройти у них «стажировку» и сформировать у них для себя дружину, да еще с такой целью? Конечно, нет. Все это было делом рук Добрыни. Он, заручившись материальной и политической поддержкой знати и зажиточной части новгородских граждан, взяв с собой символ Новгорода – тризуб, как символ власти Северной Руси и прихватив с собой княжича Владимира, подался к варягам. Имея такие веские и убедительные доказательства, он надеялся сформировать там такую дружину, с помощью которой он смог бы осуществить задуманное.

У Н. Карамзина читаем, что Владимир участвовал «в смелых предприятиях норманнов», т.е. принимал участие в грабительских набегах норманнских викингов, флаги которых «развевались на всех морях европейских». Сомнительно, чтобы Владимир, будучи подростком, принимал участие в походах норманнов. Здесь наблюдается какое-то несоответствие между записями в летописи и действительными историческими событиями. Такое же несоответствие видим и во всех последующих случаях. По летописям Владимир пробыл в Швеции два, максимум три года, и в них же сообщается, что свое выступление против Ярополка он начал в 978 году и «сел в Новгороде», в Киев же пришел в 980 году. Все эти события происходят, когда Владимир был подростком или в раннем юношеском возрасте. Все это можно было бы допустить, если он обладал какими-то феноменальными, то есть небывалыми, исключительными способностями.

Однако, в летописях нигде не говорится, что он был «вундеркиндом» — высокоодаренным ребенком или юношей с выдающимися способностями. Возможно, Добрыня или еще кто-то из ближайшего окружения Владимира участвовал в походах викингов для того, чтобы больше завоевать доверие и привлечь их в свою дружину.

Они вернулись из Швеции с большой военной дружиной из варяг.

Успешные действия Владимира против «мятежников» внутри государства и восстановление границ с Польским Княжеством, борьба против печенегов укрепили его положение, как внутри его страны, так и за ее пределами. Они подняли его авторитет, но он понимал, что нетеще должной стабилизации в экономике и полного согласия между центром и провинциями, еще не безопасны границы.

Владимир понимал, что только решительные меры в переустройстве всей страны могут вывести ее из тяжелого положения, требовались сложные и неотложные реформы.

Успешное проведение административной, военной и судебной реформ выдвинуло перед Владимиром и религиозную проблему, сущность которой заключалась в преодолении язычества. Введение монотеизма (единобожия) диктовалось победой феодального способа производства и дальнейшими потребностями развития страны. Владимир, как мыслящий правитель и выдающийся деятель своего времени, патриот своего отечества, не мог не видеть того, что язычество, как религия, изжило себя и стало препятствием на пути дальнейшего развития. Стимулирующим примером для проведения религиозной реформы были соседствующие с Русью государства, у которых уже были монотеистические верования: христианство (Болгария, Византия, Германия, Моравия), Ислам (Волжская Булгария, Халифат), Иудаизм (Хазарский каганат). Кроме того, у него были личные традиционные стимулы: его мать, братья, бабушка княгиня Ольга, неотразимый для него авторитет, были христианами.

Киевская Русь при Владимире стала самым сильным государством в Европе. Оно поддерживало связи с Византией, Багдадом, Хорезмом, Индией, Китаем и европейскими странами (Венгрией, Германией, Чехией, Францией, Скандинавией и др.). Эти связи подталкивали Русь к отказу от язычества. Внутри страны к концу X века созрели все социально-политические предпосылки для принятия новой веры. Несмотря на периодические гонения и террор, христианство пустило глубокие корни на Руси.

Благоприятствовала этому и международная обстановка. Близость христианских стран, с которыми Русь поддерживала широкие экономические связи, способствовала углублению не только этих, но и культурных, политических и духовных связей.

Бывая часто в Византии, и ее столице Константинополе, купцы, княжеские чиновники Руси видели, как Византийские императоры окружали себя большим вниманием и пышностью, как поощряла их к этому церковь. Патриарх и церковнослужители всячески способствовали возвеличиванию царей, объявляли их наместниками Бога 119 земле, называли императора равноапостольным, помазанником Божьим. Торговые и служивые люди, увидев все это в Греции, видели в этом корысть и для своего государства, стали настраивать ближайшее окружение великого князя и его самого, чтобы он обставлял себя и свой княжеский двор так же, как византийские императоры: пышными приемами, церковными службами, которые способствовали бы усилению его княжеской власти и поднимали авторитет к управляемому им государству.

Владимир не был исключением и, тем более, идеалом, имел человеческие слабости, как все смертные, сравнение его с другими правителями, соседних и отдаленных стран льстило ему и, одновременно, как мудрый государственный деятель он видел в этом пользу для управляемых им земель. Это послужило одним из толчков, определивших необходимость принятия христианства. Этому способствовал Константинополь — центр новой религии (христианства) и военно-политическая ситуация, сложившаяся там, особенно к концу X века.

Его реформы охватили широкий круг общегосударственных проблем. Он даже принял, подражая восточным правителям, титул — «каган»,по его понятию, равный императорскому, этим пытался утвердить авторитет Руси в глазах соседних государств и у себя в стране, как носителя верховной власти. Наиболее важные реформы, которые проводил Владимир: административная, военная, юридическая и религиозная, как вершина его деятельности.

Самой главной, судьбоносной реформой Владимира была реформа, утверждавшая христианство на Руси и принятие его официальной государственной религией, за что он и вошел в историю как Владимир Святой.

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет