СВЯТОСЛАВ И ЕГО ДЕТИ

Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги, был вторым наследным князем Руси из династии Рюриковичей, начатой его дедом Рюриком. Точная дата его рождения не установлена, но по сведениям противоречивых сообщений летописей и других источников, ее надо искать где-то между 935 и 942 годами. В судьбе Святослава и в судьбе его отца Игоря есть много общих параллелей. Оба пережили безотцовщину, начиная с подросткового возраста. Оба воспитывались под надзором воспитателей — регентов. Регенты: у Игоря — родственник отца, а у Святослава — мать, так вошли в роль правителей, что долгое время не могли отказаться от власти, и их регентство затянулось на многие годы, поэтому законную власть, принадлежащую их подопечным, последним пришлось брать чуть ли не силой. Игорь восстановил свои права на княжество во время отсутствия Олега в пределах государства — он был в походе на Византию. А в отношении Святослава имеются сообщения, что он «совершил переворот», чтобы стать полноправным князем, правителем Руси, когда мать стала престарелой.

По летописным данным из биографии Святослава мало что известно о его детских и юношеских годах. Предоставленный сам себе ввиду занятости матери государственными делами, он рано вышел из-под контроля и влияния Ольги.

Если частная жизнь Святослава и его семьи освещены в летописных источниках недостаточно и хотелось бы знать больше, то ее военная сторона представлена иногда даже в мельчайших подробностях. Как мы уже писали, еще не расставшись полностью с юностью, он был уже своим человеком в варяжских дружинах Асму-Да и Свенельда. Но, достигнув возмужалого возраста, он полностью вышел из-под влияния матери, сформировал Себе большую и храбрую дружину, занялся военными делами и антихристианством.

При попытке Ольги убедить Святослава принять христианство, он «гневался», так как уже крепко сросся с языческой дружиной. На ее неоднократные просьбы он настойчиво отвечал: «Дружина моя сему смЪяти начнутъ». При жизни Ольги Святослав всегда сдерживал свои антихристианские чувства и эмоции, и проявлял внешнюю сдержанность к новой вере. Отказываясь от крещения, он при жизни матери не запрещал это сделать другим и, скрывая чувство ненависти, говорил: «Аще хто хотяже волею креститися, не браняху». Но после смерти матери Святослав дал выход своей ненависти. Начался второй антихристианский террор, продолжавшийся неполных три года. (969-972 годы). Первый, как мы знаем,был при Олеге. Такому крайнему негативизму к новой религии способствовали и личные неудачи Святослава. Успокоенный успехами и славой, неся через всю короткую жизнь языческий девиз, суть которого заключалась в утверждении своего с помощью физической силы и силы оружия, что он и делал, но при этом им было что-то не учтено или он просмотрел подстерегавшие его неудачи: первое — провал восточной политики. Разгромив хазарское государство, он открыл путь печенегам, которые скоро захватили все причерноморские степи и почти вплотную подступили к самому Киеву. Второе — неудачи на Балканах. Он успешно завоевал их, но не обеспечил себе надежный тыл. «По крайней мере Святославу, — пишет М. Карамзин,- надлежало бы овладеть прежде Бессарабиею, Молдавией) и Валахиею, то есть выгнать оттуда печенегов, чтобы непрерывной цепью завоеваний соединить Болгарию с Российскими владениями». Под «Российскими владениями» Н. Карамзин, надо полагать, имеете виду южные границы Киевской Руси. При такой ситуации Болгары бы от него не отказались. Переживая неудачи и обдумывая причины их вызвавшие, он увидел в этом происки Константинополя, откуда шло христианство. Поэтому христианство он еще больше возненавидел, что привело его к усилению репрессий против христиан и даже к разрушению церквей. По утверждению Татищева, была разрушена Софиевская церковь, построенная Ольгой, и Николаевская церковь на Аскольдовой могиле. Это подтверждено археологическими раскопками на Старокиевской горе. На территории Киевского некрополя IX-X веков найдены остатки языческого капища, при сооружении которого использованы остатки каменных сооружений с фресковой росписью этих разрушенных церквей. Некоторые склонны считать его предтечей Владимира Великого, но правильнее называть его завершителем объединения восточно-славянских племен в единое государство и первого этапа, точнее, начала существования Древней Руси. Как известно, он ходил на Окуй подчинил вятичей, между Волгой и Окой расширил свою власть на финские племена. Однако, разбив волжских булгар и Хазарский каганат, он открыл восточные границы Руси для печенегов, поощрял гонение на христиан и христианство, лишь поэтому он не может быть предтечей Владимира-Крестителя.

Если уж говорить о предтече Владимира, то им был его старший сын — Ярополк.

 

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет