Роль Аскольда в Христианизации Руси

При таком употреблении особенно губительное действие он оказывал во время морских сражений. На греческих боевых кораблях, для устрашения противника в носовой части устанавливались аллегорические фигуры Драконов, неведомых зверей и чудовищ, через пасти которых выводились трубы, извергающие смертоносный огонь, как из современных огнеметов.

На суше «греческий огонь» устанавливали на колесницах, которым придавали при строительстве также формы диких зверей или пасти драконов. Такие колесницы, Толкавшиеся в сторону врага воинами и периодически изрыгавшие огонь из своих пастей, наводили панический ужас на воинов противника, а уцелевшие от него, бросая своих объятых пламенем товарищей, старались спастись бегством.

Что касается Дира, то его роль в отечественных источниках и у зарубежных норманистов не ясна. А то, что он упоминается в древней летописи вместе с Аскольдом, еще ни о чем не говорит. Есть высказывания, что он был дописан в летопись немного позже по ошибке переписчиков. По этому поводу у А. Железного читаем: «…однако, это отнюдь не означает, что он (Дир — прим. автора) вообще не существовал. Имя Дира упоминает арабский историк IX века Аль-Масуди, фигурирует он также вместе с Аскольдом и в … сборнике древнебулгарских летописей «Джагфар тарихы» (история Джагфара), где он зафиксирован, как Жир-Ас». Он также упоминается и в другом древнебулгарском источнике — эпической поэме Шамси-Башту (Шамси — киевлянина) — «Сказание о дочери Шана».

Из этих же источников известно, что Дир был соправителем Аскольда в Русском каганате, но откуда он взялся: враг он или булгарин — об этом ничего не говорится. Известно, что Аскольд крестился и принял христианство и новое имя Николай, а Дир, по древнебулгарским источникам, был мусульманином. Такой политический симбиоз между соправителями был неестественен и непредсказуем, и по данным древнебулгарских источников сопровождался соперничеством и постоянными столкновениями, окончившимися для Дира трагически. Аскольд воспользовался оплошностью своего коллеги по управлению и во время второго мусульманского погрома в 870 году (первый был в 863 г.) убил его. «Возможно, этим и объясняется факт раздельного захоронения Аскольда и Дира: могила Аскольда размещается на Угорском, а Дира «за святою Ориною», ныне улица Ирининская. Аскольд был похоронен по-христиански и об этом написано в древней летописи, а о захоронении Дира почти ничего не сказано, хотя, согласно летописным данным, они были убиты воинами Олега одновременно. Жизнь Дира мало чем отмечена, и прошла в тайной и открытой борьбе со своим соправителем. Аскольд же вошел в действительную историю не основателем Древнерусского государства, не славянским князем, как это пытаются изобразить славянисты, он «увековечил» себя в истории не какими-то полезными государственными делами, а исключительно грабительскими походами на византийские земли, мусульманскими погромами в Киеве, да еще убийством своего напарника Дира».

Об этом узнали недавно, введенный в научный мир древнебулгарской «Истории Джагфара» — единственный экземпляр этой летописи, дошедший до нас.

Одновременно с получением земельного подарка от великого кагана Аскольду был дан тюркский титул каган. В арабских источниках Аскольд называется Хакан-Рус (каганрус). От этого имени и пошло название «Русский каганат», как нами было уже сказано выше, условно введенное современными историками.

С какой даты начинается отсчет начала возникновения Русского каганата: со времени дарения хазарским каганом Аскольду земель, или же со времени, когда он полностью отделился от Черной Булгарии (858 г.)?

Некоторую ясность в этот вопрос вносит запись в так называемых «Вертинских анналах» епископа Пру-Денция, который записал в них в них под 839 годом бедующее: «… в 839 году пришли к королю Людовику I Благочестивому в Ингельгайм послы византийского императора Феофила; вместе с послами Феофил прислал людей, которые говорили, что их, то есть их народ, зовут Рос и что их направил к нему их царь по имени Хакан для заключения дружбы, как они уверяли».

Из приведенной выдержки видим, что в 839 году Русский каганат еще был неизвестен на Западе, но он уже сформировался и возглавляли его Аскольд и Дир, как соправители. Следовательно, земли были подарены Аскольду раньше, но не так далеко от 839 года, это подтверждается тем, что соправители уже вошли в роль самостоятельных властителей и искали дипломатические каналы связи, чтобы упрочить свое положение.

Таким образом, начало «Русского каганата» надо исчислять с 839 года и конец — с гибелью Аскольда в 882 году. Этот короткий промежуток времени в 43 года является последним этапом в предыстории Киевской Руси. Этот период подвел итог существования на землях Среднего Приднепровья тюркской эпохи с IV по IX столетия, где последовательно существовали три тюркоязычных государственных образования: держава гуннов Гуниланд, затем великая Булгария и после нее — Черная Булгария.

С гибелью Аскольда и с приходом на земли Среднего Приднепровья варяго-русско-славянских дружин ладожского князя Олега в 882 году закончился Тюркский период на этих землях, и история распахнула свои объятия для славянской Киевской Руси.

Страницы: 1 2

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет