Роль Аскольда в Христианизации Руси

Учитывая эти и другие обстоятельства, как важные факторы, нельзя обойти молчанием еще одно событие, относящееся ко времени Аскольда и широко рекламировании многими историками. Это первое крещение Руси, то ест начало ее христианизации, которое приписывают Аскольд; ссылаясь при этом на греческие источники, откуда пришли новая вера и прежде всего, на византийского патриарха Фотия, якобы крестившего Аскольда, его энциклику и две речи, которые он произнес во время осады Константинополя языческой дружиной Аскольда.

Фотий, обращаясь к восточным церквям, подчиненные Константинопольской патриархии, писал: «Не только болгары обратились к христианству, но и тот народ, о котором много и часто говорится и который превосходит других грубостью и зверством, т.е. так называемые русы. … он переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде содержались, на чистое христианское учение…».

О каких русах ведется речь в данном случае: о руса варягах или о русах-славянах — в послании разъяснений нет. Вероятнее всего здесь говорится о варяго-русах.

Факт Аскольдовского крещения не очень популярен в отечественной историографии. Поэтому некоторые исследователи пытались сгладить это, относя этот факт, прежде всего, к социальной элите. Например, В.В.Мавродин писал о крещении «части дружинников – руссов, а может и купцов». Б. Я. Гамм Считает, что христианство на Руси в IX-X вв. охватило лишь «княжеско-дружинную верхушку». Б.А.Рыбаков также считает, что христианами в середине IX столетия стали главным образом представители социальной элиты, но при этом признает «акт крещения кульминационным пунктом в истории Аскольдова государства».

Историки православия и служители православной церкви решительно выступают против любого такого утверждения, они настойчиво отстаивают то, что процесс христианизации Руси относится к периоду правления Великого князя Владимира Святославовича и первое крещение ее приписывают исключительно только ему, которое состоялось по его воле в 988 году. Возможно, они и правы, но посмотрим, как на все это смотрят тюркологи, и в частности А. Железный. По его данным у тюркологов, Аскольдбыл варяго-русом, варяжским конунгом, пришедшим в Башту-Кийоба из Скандинавии с большой дружиной и тесно сотрудничавший с Хазарией. За что еще до отделения от Черной Булгарии, получил в 839 году земли в Удельное управление на правом берегу Днепра, от Великого хазарского кагана. Сотрудничество с Хазарией выражалось, надо полагать, в совместных походах с войсками хазарского кагана в другие страны с целью захвата их и грабежа. Не исключено, что Аскольд был также поставщиком в каганат пленников из числа славян, так как в это время в Хазарском каганате была сильно развита работорговля и была потребность в «живом товаре».

По источникам тюркологов, так же как и у славянистов, Аскольд совершал походы в Византию, но ничего не говорится о том, что он был русско-славянским князем. После неудачного похода на Константинополь в 866 г., когда его флот был уничтожен бурей и «греческим огнем», Аскольд поверил в силу греческого христианского бога и принял христианство. Кто с ним еще крестился — источники об этом умалчивают. «Греческий огонь»: Флот Игоря почти полностью был им сожжен. Его жалкие остатки с киевским князем позорно вернулись домой. Есть отдельные сообщения, что воинам Руси и ранее приходилось встречаться с «греческим огнем». Что же такое «греческий огонь»?

Это страшное оружие Византии наводило на людей в то время такой же страх и растерянность, как в наше время оружие массового поражения и напалм. «Греческий огонь», в настоящем понимании, или как его преподносят специальные словари, представляет собой зажигательную смесь, вероятно, из смолы, нефти, серы, селитры и других веществ, применявшихся в VII-XV вв. в морских боях и осадах крепостей. Подожженная смесь в бочках, глиняных и стеклянных сосудах, бросалась с помощью метательных машин (приспособлений) на корабли или крепости противника.

Многие исторические источники приписывают изобретение греческого огня архитектору и механику — Каллиникосу, пришедшему из Сирии в греческий город Гелиополис, а затем в Константинополь. Историк Феофан в своем «Хронографе» сообщает, что в 673 году, во время осады Константинополя арабами, Галлиникос передал византийскому императору рецепт зажигательной смеси для применения в военных целях, для зашиты столицы и поражения осадивших ее арабов, позднее названной «греческим огнем». Зажигательной смесью, как было сказано выше, заполнялся закрытый сосуд, как правило, глиняный, который выбрасывался метательным приспособлением на неприятеля. Выливаясь из разбитого сосуда, в соединении с воздухом, смесь воспламенялась. Потушить «греческий огонь» было невозможно: вода и другие вещества, служившие для тушения, только увеличивали жар и усиливали горение. По свидетельству современников, одно лишь упоминание о «греческом огне» вселяло в души людей паникуй ужас.

С годами «греческий огонь» совершенствовался, были предложены более современные способы его использования. Его под давлением, как теперь из огнеметов, выбрасывали из труб, применяя для этого меха, сифоны, насосы.

Страниц: 1 2

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет