РЕФОРМАЦИЯ

Реформация широкое социально-политическое движение XVI века в Западной Европе, возникшее на почве борьбы крестьянства и зарождающейся буржуазии против феодального строя и вылившееся в форму религиозной борьбы против католической церкви, опоры феодализма. Начало реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера. Идеологи реформации выдвинули тезисы, которые фактически отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенством вообще; единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное писание. Основными представителями и основоположниками реформации были М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли. Реформации удалось отколоть от Католической церкви целые народы.

Протестантство появилось и в Речи Посполитой что сильно обеспокоило римских первосвященников боясь потерять свое влияние и имея опыт борьбы со «схизмой», с помощью монахов иезуитского ордена они быстро покончили с протестантством в Польше. После этого принялись за православие, которое также являлось для них опасным противником. Против православия они вели проповеди, открыли иезуитские школы для детей, практиковали диспуты, в которых обличали тяжелое безвыходное положение православной церкви. «Все зло и все беды православия можно устранить, если принять догматы Ватикана и подчиниться папе».

С этой целью в 1577 году ученый иезуит Петр Скарга сочинил и опубликовал «О единстве церкви Божьей под одним пастырем», в котором отметил, что причиной неудачи иезуитов в распространении католичества на Руси было их нежелание при агитации на первом этапе использовать русский язык, т.е. язык местного населения. В этом же сочинении, в целях быстрейшей ассимиляции местного населения он рекомендовал необходимость реализации, в первую очередь дингвоцида.

В тех же целях католическая церковь с помощью своего духовенства стала распространять среди православных идею, что их вера более угодна богу, чем православная. Они обещали угнетенному и забитому народу в случае принятия католической веры различные блага и выгоды, достаток и лучшую жизнь. Одновременно польские власти на местах создавали льготные условия для определенной категории зажиточных селян и казачьей старшины, способствовали образованию шляхты из коренного населения, которая была бы после этого более послушна польским властям и католической церкви, через которую можно было бы легче влиять на основную массу местных жителей, что способствовало бы более успешному осуществлению их генеральной линии по ополячиванию новых земель. Во всех городских и общественных делах преимущество предоставлялось тем, кто принимал католичество и становился лояльным к польским властям. Все это было приманкой для принятия католичества и безропотного подчинения представителям польской власти.

Несмотря на то, что католическая церковь прилагала огромные усилия для распространения своего влияния, Результаты были неутешительными. Основная масса Крестьян и жителей городов продолжала оставаться Православной, преданной вере отцов, которая у них была более 600 лет. Католичество принимали в основном Новая шляхта и те, которые добивались шляхетства.

Это была не первая попытка Ватикана распространить свою власть на Восток. Первая попытка распространить католичество на Руси была сделана еще при Романе Метиславовиче во время его правления в Галицко-Волынском княжестве. Римский папа Иннокентий III видел, что Галицкие земли богатеют, а их князья становятся сильными хозяевами в славянских землях и могут быть полезными Ватикану, решил приобщить их к римской вере. С этой целью он послал к Роману послов, которые сказали ему: «Папа Римский, царь над царями, и как что ты, княже, примешь католическую веру, то он сделает тебя королем Русским». Как известно, Роман не прельстился на королевскую корону, не захотел изменить вере отцов и с достоинством отказал.

Вторая попытка распространить католичество на Руси была сделана после того, как венгерский король совместно с польским королем Аяшком посадил на Галицкий престол княжить молодую, почти детскую пару: венгерского королевича Коломана и польскую царевну — Соломин. Был приставлен к ним для досмотра за ними и управления княжеством до их возмужания венгерский воевода «Прегордый Филя», как называет его летописец. При нем Римский папа прислал молодым корону, с таким условием, чтобы они с помощью Фили приобщили Галицкий народ к католической вере. После этого «Прегордый Филя» стал насильственно распространять римскую веру среди галичан, но безрезультатно.

Третья попытка распространить католичество в Галицко-Волынском княжестве была предпринята на тех же условиях при Даниле Галицком. Князь принял корону, надеясь, что папа организует, как он обещал, крестовый поход против монголо-татар. Но католическую веру не принял и насильно распространять ее в своих землях не разрешил.

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет