Польско-Литовская уния. Ягайло Великий — князь Литвы (1377-1386), он же король I Польский (1386-1436)

Кроме польской элиты, за эту унию ухватились католические прелаты, которые увидели в ней возможность Расширения своего владения на восток. Так как Ядвига не хотела Ягайло, они стали уговаривать ее, доказывая, что Для спасения своей души она должна согласиться на брак с Ягайло. Ядвига еще девочкой была обручена с австрийским принцем Вильгельмом, который ей понравился, и которого она полюбила первой детской любовью и ждала часа, когда они поженятся. И вот теперь все рушилось, под нажимом польских ксензов, она с болью в душе согласилась уступить им и дала согласие на брак с Ягайло.

В 1386 году состоялось бракосочетание Ягайло с Ядвигой. Ягайло провозглашается польским королем с именем Владислава II и стал именоваться королем Польши, Литвы и Руси. В действие вступает уния между Польшей и Литвой. Ягайло, став королем, сразу же приступил к выполнению взятых на себя обязательств: принял католичество и за этим вскоре организовал общее крещение литовцев и приобщение их к этой вере. Началось уничтожение языческих капищ, священного огня «зныча» и других атрибутов языческого культа.

Для Польши уния принесла выгоды, а для Литвы внутреннюю вражду. До 1386 года в Великом княжестве Литовском было две народности — Русь и Литва, и две веры — православие и язычество. Причем православное русское население составляло около девяти десятых граждан Литвы. После унии, правящий королевский двор стал католическим, а сама религия становилась господствующим вероисповеданием. Польское духовенство, польские придворные и чиновники на местах стали вытеснять православных священнослужителей, заменять русских приближенных из окружения польско-литовского короля. Если приобщение литовского населения к католичеству шло без особых осложнений, то приобщение русского населения к Римской вере стало для короля и руководства Литвы трудной проблемой — появилась опасность столкновений на религиозной почве. Начался период польского политического и культурного давления на русско-литовскую культуру, обычаи и нравы, от которых не хотели отказаться ни литовцыни русские — появилась культурная и национальная вражда. Уния принесла с собой латинский и польский языки и стала вытеснять русский. Это привело к дополнительным осложнениям и к межнациональной вражде.

Соперничество между Польшей и Литвой за южнорусские земли прекратилось. Ягайло даже помог своими войсками вернуть Польше города Червонной Руси: Львов, Галич и др., захваченные у нее Венгрией. Постепенно польские магнаты, шляхта (дворяне) и католические священники проникали все дальше, в глубину русских земель, захватывая ее по частям, считая законным свое право на владение «восточными землями». Так они бескровно овладели Киевом и прилегающими к нему землями. Подобные действия всячески поощрялись королевским двором из Вильно.

В 1387 году в Вильно был создан сейм, на который приехали: король польский Владислав — Ягайло с Ядвигой, его братья и много литовских бояр. На этом сейме было принято решение о поощрении литовских бояр, переходивших из православной веры в католическую. Тем, кто переходил в католичество, король даровал большие права; литовским городам, где горожане переходили в Римскую веру, представлялось Магдебургское право, селянам король даровал белые суконные куртки, как знак его особого внимания.

Окатоличивание и ополячивание литовского и русского населения вызывали резкий протесте их стороны. Они не хотели лишаться своей религии и своих прежних обрядов, обычаев и привычек. Этим воспользовался Убежавший к немцам племянник Ольгерда, сын Кейстута Витовт и начал борьбу против Ягайло.

Страницы: 1 2

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет