Первые древнерусские князья – предтеча христианства в Киевской Руси

ИГОРЬ РЮРИКОВИЧ — КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ. Логичнее было бы рассматривать жизнь и деятельность Игоря параллельно с жизнеописанием князя Олега, ибо судьба предназначала им это — Рюрик оставил княжескую власть князю Игорю, а Олега назначил до его возмужания опекуном и воспитателем. Но все пошло по-другому. Властолюбивый Олег, став у власти, уже не захотел добровольно расставаться с ней, и регентство затянулось на долгие годы.

Когда Игорь начал свою самостоятельную государственную деятельность, ему было 39 лет. О правлении Игоря известно немного. Он не обладал талантом правителя и военачальника, как его отец Рюрик и воспитатель Олег. Приняв власть уже в зрелом возрасте, Игорь Все равно не имел достаточного опыта в управлении государством, т.е. «воспитатель» держал его от этих дел на определенной дистанции. В летописях он представлен «таинственной личностью», отчего современными историками оценивается по-разному. У М.Н.Покровского,  С. М. Соловьева встречаем негативную оценку Игоря, как ничтожной личности, неудачного властителя со склонностью к стяжательству.

Тем не менее, многими авторами он признан в истории, как «достаточно принципиальный деятель», «которому Русь обязана значительными успехами». В «Повести временных лет» названы его военные столкновения с древлянами в 913 и 914 годах, с уличами и печенегами в 915 и 920 годах. Его усмирительные действия с целью сохранения единства государства были направлены и против других «племен», пытавшихся выйти из-под власти Киева.

Из внешнеполитических действий Игоря, важных для Руси, историки отмечают два его похода на Византию, основная цель которых заключалась в том, чтобы восстановить справедливость и заставить Константинополь выполнять ранее взятые на себя обязательства перед Русью.

После убийства Аскольда греки перестали считать нужным придерживаться договора, заключенного с ними в 874 году, предоставлявшего значительные права Руси во взаимоотношениях с Византией, а Олег, занятый собой и «обеспокоенный неопределенностью собственного положения, не имел ни времени, ни сил заставить Царь-град выполнять взятые на себя обязательства»

Первый поход fна Византию Игорь сделал в 941 году, на кораблях с 40-тысячной армией. Однако он был неудачным. В 944 году на Константинополь делается Второй. Поход был успешным, Игорь достиг Константинополя, но военная схватка не состоялась: Византииский император Роман I (Лакапин) предпочел заключить мир и подписал с ним договор, подтверждающий основные положения 874 года.

Заключенный договор отличался от договора 874 года лишь в преамбуле и его заключительной части. Эти различия заключаются в основном в религиозном плане. «К заслугам Игоря относят сознание прогрессивной роли христианства. Как минимум бесспорной остается его религиозная терпимость». Договор 874 года представил Русь в значительной степени как христианское государство, т.к. Аскольд к этому времени был уже крещен и насаждал в Русском каганате христианство. При правлении Олега Русь значительно отошла от новой религии и есть сообщения, что он был инициатором антихристианского террора. При Игоре опять стала торжествовать новая религия, однако язычество если не преобладало, то имело еще значительный вес во всех областях Киевского государства, поэтому договор 944 года представляет Русь дуалистической, двоеверной, он отражает сложившуюся реальную ситуацию в государстве, то есть разделение Руси на две части — языческую и крещенную.

Наличие христианства на Руси засвидетельствовано в договоре несколько раз. Например, в преамбуле и заключительной части договора читаем:

«Мы же, елико насъ крестилися есмы, кляхомся церковью святаго Ильи зборнЪи церкви, и предълежащи честнымъ крестомъ, и харотьею сею, хранити же все, еже есть написано на ней, и не приступати оттого ничто же: а оже престутть се от страны нашея, или князь, или инъ кто, или крещенъ, или некрЪщенъ, да не иметь от

Бога помощи и да будут paбы в сии вЪкъ и в будущий, и да заколенъ будеть своимъ оружьемъ. А некрЪщении Русь да полагают щиты своя и мечи свои нагы, и обручи свои, и прочая оружья, и да клЪнуться о всем, и яже суть написана на харотьи сеи, и хранити от Игоря и от всех бояръ, и от всЪх люди, и от страны Руськыя въ прочая лЪта и всегда. А ще ли же кто от князь и от люди Русь-кыхъ, или крестьянъ, или некрещеный переступить все, еже написано на харотьи сеи, и будеть достоинъ своимъ оружьемъ сумрети.и да будеть клятъ от Бога и от Перуна, и яко преступи свою клятъву».

Цитата взята из заключительной  части договора. Цитируется по Брайчевскому.

В   цитате  отражено  существующее  двоеверие  на Руси, а также наказание для нарушителей соглашения, предусмотренное для обеих сторон: или от христианского Бога, или от языческого Перуна.

Необходимо обратить внимание на то, что в договоре упоминается Ильинская церковь, следовательно, она уже была в Киеве в 944 году и функционировала. В ней была произведена ратификация договора, где присягнули христиане Руси и греческие послы на верность в соблюдении договора.

Договор был заключен осенью 944 года, но месяц и Дата не установлены. Игорь в то время был язычником, что подтверждается летописными текстами; он присягал вместе с языческой частью своей дружины на капище перед статуей Перуна. Соглашение с Византийской стороны было подписано Романом I Лакапином.

Игорь окончил свою жизнь трагически: погиб в земле Древлян, с которых хотел собирать двойную дань.

М. Брайчевский объясняет смерть Игоря как заранее задуманное убийство в ходе феодальной войны в Древлянской земле, «спровоцированной столкновением между воеводой Свинельдом и основной частью Киевской дружины».

Поводом для этого могла послужить терпимость Игоря к христианству или его крещение после подписания договора в 944 году с греками. Языческая дружина могла рассматривать это как вероотступничество.

Страниц: 1 2

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет