Начало христианства (Краткие сведения)

Не определившись в собственной вере, император остался последователем бога Солнца Непобедимого, который часто совмещался у него с образом Христа. Для подтверждения этого в свою императорскую корону он вделал найденный в Иерусалиме гвоздь от креста, на котором якобы распяли Христа. Крещение по христианскому обычаю он принял только в конце своей жизни.

Крестил его близкий к императорскому двору никомедийский епископ Евсевий, сторонник арианства и примирения враждующих христианских общин.

Однако еще до этого Константин активно вмешивался во внутренние дела церкви и распри христиан, доходивших иногда до кровавых столкновений.

Враждовали в то время между собой две главные христианские партии. Вдохновителем и идеологом одной из них был александрийский дьякон Афанасий, защищавший единство Бога в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Афанасий утверждал, что Христос, хотя и рожден, но он не создан Богом Отцом, и по существу равен ему. Противником Афанасия был священник Арий, не признававший один из основных догматов официальной христианской церкви. Он отрицал тройственную природу Бога и утверждал, что Христос, Сын Божий, не существовал всегда, а был лишь первым из существ, созданных Единым Богом, т.е. существом, ниже его стоящим. Арий выступил также против Афанасия, защищавшего безусловную и неограниченную власть епископов, и был на стороне рядовых священников (пресвитеров).

Император Константин неоднократно призывал враждующие стороны прекратить бесполезный спор о «недоступных людям тайнах». Но призывы его оставались бесполезными. Поняв безрезультативность своих призывов, Константин созвал в 325 году представителей всех христианских церквей на Вселенский Собор в Никее.

Большинство священников, присутствовавших на соборе, стали поддерживать Ария, считая Христа не равным, а лишь подобным Богу Отцу. Но епископ Хозий, представлявший римскую и испанскую церкви, склонил Константина к мнению Афанасия.

Император проявил свою власть. Подчиняясь его воле, Собор объявил учение Афанасия ортодоксальным (православным), а мнение Ария — ересью. В то время понятия «православия» (ортодоксальности) и «католичества» (всемирности) совпадали и отражали взгляды господствующей единой христианской церкви. Таким образом, Никейский Собор положил начало нетерпимости христианского учения ко всем инакомыслящим. Константин отправил Ария в изгнание, приказал сжечь все его сочинения, запретил его сторонникам собрания, а Афанасия назначил александрийским епископом. Однако друг императора епископ ариан Евсевий, сторонник примирения, убедил Константина вернуть Ария из ссылки. Арий вернулся в Константинополь, но накануне его торжественной амнистии умер. После этого уже Афанасий был отправлен в изгнание — арианство на какое-то время восторжествовало. Арианские проповедники устремились во все стороны, главным образом в те страны, где был политеизм, иными словами, язычество, и христианство как культ еще не полностью утвердившийся по требованиям официальной христианской церкви и ее догматов.

Царица  Елена  активно  помогала  своему сыну в утверждении новой религии. В 326 году уже в преклонном возрасте она совершила паломничество в Палестину, закладывала и открывала там новые храмы. Отыскала крест, на котором, если верить христианским историкам, был распят Христос, который потом был воздвигнут на храме, построенном по распоряжению Константина. Необходимо отметить, что символ креста в христианской религии утвердился не сразу. Имя «христианин» долгое время было не самоназванием, а обидной кличкой или предлогом для преследования. Крест в сознании граждан Римской империи был орудием позорной казни. В ранний период становления христианства символом христианской религии были изображения рыбы или виноградной лозы. За свои дела по утверждению новой веры император Константин и его мать Елена были признанны христианской церковью равноапостольными.

Константин Великий в 324  —  330 годах на месте небольшого древнего поселения Византии (Византии) в Восточной части своей империи основал новую столицу, которая с 20 ноября 326 года в честь его стала называться Константинополем — Новым Римом.

Второй Вселенский Собор признал «Новый Рим» равным «старому Риму». Фактически, это решение признавало Константинополь центром христианского мира, тем более, что четвертый Вселенский Собор 451 года подтвердил это решение.

По утверждениям историков христианской церкви, христианство сначала распространилось в территориальных пределах Палестины и прилегающих к ней областей. До разрушения Иерусалимского храма в 70 – 71 гг. римскими легионерами центром новой веры оставался Иерусалим, где концентрировалась деятельность апостолов, формировались группы миссионеров-паломников для пропаганды и расширения новой веры.

После падения иудейской столицы, христианство вышло за ее пределы, сначала осело в диаспорах, а затем сменило свой чисто еврейский характер на интернациональный и вскоре возникли христианские кафедры в Антиохии, Александрии, Риме, Синопе, расширяясь все дальше на периферию.

 

Страниц: 1 2 3

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет