Люблинская уния, усиление польского гнета и наступление католической церкви

До середины XVI столетия, несмотря на усиление польского влияния на русско-литовских землях и в литовском обществе удавалось сохранить самобытность литовско-русского княжества от настойчивых попыток со стороны Польши усилить унию и полностью подчинить Литву под власть польского короля.

В начале второй половины XVI века сложившиеся неблагоприятные обстоятельства стали способствовать Польше для осуществления своих давних планов по отношению к литовско-русскому государству. Литва вступила в 1558 году в войну с Москвой из-за Ливонии, которую вела очень неудачно. Иван Грозный, московский царь, в течение двух лет, ведя успешные боевые действия, разорил Ливонию, захватил Полоцк, опустошил почти половину Литовского княжества и стал угрожать дальнейшими завоеваниями.

Если в прежние времена многие представители литовской знати и православные литовские князья охотно шли под московскую власть, то теперь были перепуганы и страшились Ивана Грозного, его жестокости, особенно опричнины против бояр, не хотели идти ему в подчинение, стали ненавидеть его и искать помощи против него у Польши. Этим немедленно воспользовались польские правящие верха.

В то время польским королем и Великим князем Литовским был Сигизмунд II Август. Король и польское правительство, пользуясь затруднительным положение Литвы и страхом литовской знати перед Иваном Грозный увидели близость осуществления давней своей мечты объединения Польши и Великого княжества Литовского в единое государство. Они решительно и настойчиво стали воплощать в жизнь, на общих сеймах польской и литовской элиты, свое желание о вечной унии.

У литовской знати и правящей элиты не оставалось выбора: или подчиниться Москве с ее жестоким правителем Иваном Грозным, или идти на вечную унию с Польшей. Они выбрали последнее, несмотря на сопротивление немногочисленных литовских патриотов из числа православных русско-литовских князей, открыто заявив об этом.

В июне 1569 года польский король Сигизмунд II Август, последний из династии Ягайловичей, правящий с 1548 по 1572 год, созвал в городе Люблине объединенный съезд (сейм) польских и литовских магнатов и шляхты. 28 июня 1569 года на нем была принята так называемая Люблинская уния, об объединении Польши и Литвы в единое государство — Речь Посполитую. По этому соглашению под властью Литвы оставались собственные земли и территория современной Белоруссии, а Польше отходило большинство южнорусских земель и среднего Приднепровья (Брацлавщина, Киевщина, Заднепровские и другие отдаленные земли). Земли бывшего Галицко-Волынского княжества включались в состав Русского и Белзского воеводств самой Польши. Устанавливалось единое государственное устройство с общим сеймом и единой денежной валютой. Правящая верхушка литовских магнатов признавала власть общего Польско-литовского монарха в лице польского короля.

По этой унии польская, литовско-русская шляхта католической и православной веры уравнивались в правах с боярами и князьями. Формально уравнивались, однако, на самом деле, хозяевами на землях оставалась польская, ибо она была ближе и родственнее к высшим одноязычным властвующим силам и королю поляку. Все остальное население, кроме городских мещан, которые имели свое самоуправление по Магдебургскому праву, было отдано шляхте, которая могла с ними делать все, что хотела — фактически, было введено крепостное право. По унии рядовые казаки также оказались без прав — шляхтой их не хотели делать, а крестьянами они сами не хотели быть, что в будущем послужило казакам предлогом для открытого протеста против своего бесправного положения.

Люблинский сговор явился актом передачи южнорусских земель, находившихся под протекторатом Литвы, под власть польского короля. По этой унии Литва утратила свою государственность и объединилась с Польшей на правах внутренней автономии.

Страниц: 1 2

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет