Крещение Владимира Великого и Киевской Руси

Вернувшись в Киев, он немедленно стал утверждать новую веру. В первую очередь ликвидировал созданный им же пантеон языческих богов. На второй день приказал крестить всех киевлян, независимо от возраста «по данному знаку, бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в реке по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения…».

Совершив крещение киевлян, Владимир распорядился опрокинуть все кумиры (идолы) языческих богов — одних изрубить, других сжечь, а затем на их месте соорудить храм. Первой была построена Васильевская церковь в Киеве на Перуновом холме, в честь его нового имени, принятого при крещении.

«Перуна же приказал приковать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами и прутьями». «…Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения». И, притащив, кинули его в Днепр и приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его».

В Синопсисе повествуется, когда Перун плыл по Днепру» приверженцы его бежали по берегу и кричали: «выдыбай нащь Боже!» и в одном месте в трех верстах ниже Лавры, извлекли его из реки и воздали ему поклонение, изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слезы, которые были для них последней данью суеверию. Но затем княжеские люди снова столкнули его в реку и отправили дальше. Однако скоро на этом месте была построена церковь Архангела Михаила, а затем мужской монастырь, названный Выдубицким.

В построенной церкви Владимир назначал для исполнения службы попов, привезенных из Херсонеса.

Приняв христианство и сделав его государственной религией, Владимир приложил много усилий для ее утверждения.

По его распоряжению и при его личном участии был заложен в Киеве храм Богоматери, недалеко от Старой площади, где были установлены две статуи — памятники (истуканы) и четыре бронзовых коня, вывезенных им из Херсонеса.

Храм впервые на Руси был сооружен из камня. Сооружали его греческие мастера. Изнутри он был украшен иконами, крестами и церковными сосудами, вывезенными также из Херсонеса. Внутри храма в специальной гробнице были установлены мощи святого Климента и его ученика Фифы.

Церковную службу в этом храме велел вести служителям, приехавшим с ним и Анной изХерсонеса.

Настоятелем храма был назначен его любимец Анастас, который помог ему овладеть Херсонесом, сделав его, таким образом, митрополитом Киевской церкви. С целью повышения авторитета Анастаса, новой религии и церкви установил выделять десятую часть из собственных великокняжеских доходов, подтвердив это клятвенной грамотой, которая обязывала не нарушать этого закона всеми последующими его наследниками. Для хранения грамота была вручена Анастасу и должна была храниться в церкви, под его особым надзором. С тех пор эта церковь стала называться десятинной.

В знак открытия храма и личной радости им был дан пир в своем княжеском дворце. Владимир дал пир боярам, «градским старцам и бедному киевскому люду».

В 988 году крестилась незначительная часть населения. Распространение христианства шло по всей Руси, и в первую очередь, в крупных городах, и проходило оно не всегда мирно. Так, в Новгороде не обошлось без серьезного столкновения и «злой сечи» между княжеским войском, присланным вместе с Добрыней для утверждения христианства, и местными жителями, уничтожившими Преображенскую церковь и несколько домов христиан. В последующее время еще ни один год христианство и язычество продолжало сосуществовать. Великие киевские князья прилагали немалые усилия для искоренения язычества на Руси. В 922 году Владимир совершил специальный поход в Суздальскую и соседние земли и «тамо крести всех». В отдаленных владениях язычество долгие годы усиленно сопротивлялось новой вере. В 70-80 годах XI века епископ Исайя, присланный из Киева в Ростов, встретил серьезное сопротивление местного населения, не желавшего креститься и принимать новую веру.

Сделав Русь великим государством, Владимир стремился придать соответствующее величие его столице

Небольшой город времен Игоря и Ольги значительно расширился, отстроился новый центр, в середине которого находился «двор теремный» с дворцом Ольги и Святослава. Владимир окружил его новым каменным забором с воротами и пилонами, остатки которых найдены теперь на Велико-Владимирской и Велико-житомирской улицах.

После того, как Владимир окрестился и вернулся в Киев, по сообщению отдельных авторов, он резко изменил свой характер, не любил воевать, а только оборонялся от врагов. Стал жить в большом согласии с византийскими царями, ибо они приходились ему родственниками по его жене Анне, также он жил в согласии с польским королем Болеславом Храбрым, со своим сватом, по Святополку. Такое же согласие было с угорским Стефаном и чешским Ольдриком.

Страниц: 1 2

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет