Крещение Владимира Великого и Киевской Руси

Владимир Великий после беседы с византийской царевной Анной не устоял, прислушался к ее мнению и отдал приказ церковнослужителям крестить себя. Епископ корсунский с попами царицы крестили Владимира. И когда епископ положил руку на него, «тотчас же прозрел он. Ощутив свое внезапное исцеление, Владимир прославил Бога: «Теперь узнал я Бога истинного». Крещение произошло в церкви святого Василия, что стоите центре города Корсуня, и было Дано Владимиру новое имя — Василий. Так произошло крещение Владимира, главы созданного им великого государства. После крещения привели в храм царевну Анну и совершили обряд их бракосочетания — венчание.

Как видим по приведенному выше материалу, крещение Руси предшествовало крещение ее правителя Владимира, которому, в свою очередь, предшествовали некоторые осложнения, но завершилось оно довольно просто и гладко исторической же литературе освещение процедуру крещения Владимира преподносится очень запутанно, Да противоречиво, указываются разные даты; место и обстановка, в которой она происходила. Такую разноголосицу, особенно о месте крещения, можно найти не только в исследованиях ученых нашего времени, но и прошлых столетий. Причем многие из них ссылаются на запись в «Повести временных лет»: «Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, ныне же говорят в Васильеве, а другие и по-иному скажут». По летописи, крещение происходило в Херсонесе и не стоило бы увлекаться «находками» некоторых представителей историографии, уводящими в сторону от утверждения этого древнего документа. Причем «находки» эти опираются на былины и даже на зарубежный фольклор: Скандинавские саги, Старогерманские предания — «Сага об Ульфе Тригвисоне», «Легенда о крещении Владимира и Руси епископом Бруно» и др.

События крещения Владимира и Руси являются одним из главных сюжетов «Повести временных лет», и отражены в ней в «Сказании о Владимировом крещении», занимающем 1/7 часть всего летописного текста. В Ипатьевской летописи о нем пишется под 980, 989, 996 годах на страницах 66,69,106,108-112. Основное содержание изложено под 986-988 годами.

Под 986 годом даются сведения о приходе в Киев миссионеров от четырех главенствующих в то время монотеистических религий: от ислама — из Волжской Булгарии, от католической — из Германии, от иудаизма — из Хазарии, от православной — из Византии.

Паломники из Волжской Булгарии, Германии, Хазарии и их доказательства о преимуществе их верований не устроили язычника Владимира. Единственное, что произвело на него впечатление — это проповедь миссионера из Византии, который называется в летописи философом. Но и его проповедь не достаточно убедила язычника, на призыв философа: «Крестись!», киевский князь ответил: «Подожду еще!».

Под следующим, 987 годом повествуется о послании Владимиром послов в страны, из которых приезжали миссионеры с предложением своих религий. Великий князь киевский прислушался к советам своих бояр, которые рекомендовали ему верить проповедникам на слово, ведь никто не осуждает свое, а только хвалит, поэтому, чтобы составить истинное представление, необходимо послать туда своих людей для ознакомления. Владимир отобрал десять «добрых и смелых мужей», которым доверял, и направил их в другие страны для ознакомления с новыми религиями и их обрядами.

Вернувшись после ознакомления, послы отрицательно отозвались о верах и обрядах магометан, иудеев и латынян, зато с восторгом и похвалой отзывались о «красоте церковной» в Византии и «службы их лучше, чем в других странах»,доказывали они своему князю. «Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы уже не можем здесь пребывать в язычестве», —  заявили ему послы и сказали в доказательство: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Перед аргументами послов Владимир не устоял и заявил: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо». Где произошло крещение, и при каких обстоятельствах, мы ее знаем.

«Приняв христианство, Владимир возвратил Корсунь византийским царям (перед тем ограбив его) и отбыд в Киев с женой Анной, священником-предателем Анастасом и захваченными в городе богатствами — церковной утварью; иконами, двумя медными «капищами» и четырьмя конными статуями, а также с мощами папы Климента и его ученика Фифа.

Страницы: 1 2

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет