КНЯГИНЯ ОЛЬГА

КНЯГИНЯ ОЛЬГА (893/95-969). Ольга овдовела осенью 945 года, после злодейского убийства ее мужа Игоря древлянами. Сын Игоря, его законный наследник, по существовавшим тогда традициям, княжич Святослав был еще мальчиком-подростком, и правление государства перешло к его матери.

«По древлянскому обычаю,- как пишет С. Ф. Платонов,- вдовы пользовались гражданской самостоятельностью и полноправием. Поэтому нет ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницей».

Княгиня Ольга была язычницей, но христианское учение, имевшее в Киеве значительное распространение, имело на нее большое влияние. Чем это было вызвано? Возможно, первоначально она поддалась своему женскому любопытству, и время от времени стала посещать христианские храмы. Наблюдая торжественность церковных обрядов, блеск и красоту украшений внутренних помещений этих храмов, аскетические лица апостолов на полотнах, материнскую теплоту в глазах Девы-Марии, держащей на руках младенца Христа, действовавших на нее благотворно и успокоительно, после беспокойного суетного дня, постепенно пробудили в ней высокое вдохновение, и она прониклась уважением к этой религии, а затем краткие мимолетные следы с умными церковнослужителями укрепили в Неи это чувство.

Н. Карамзин, историк и писатель, основоположник русского сентиментализма, так пишет об этом: «Ольга достигла уже тех лет, когда смертный, удовлетворив главные побуждения земной деятельности, видит близкий конец ее перед собой и чувствует суетность земного величия. Тогда истинная вера, более чем когда-нибудь служит ему опорой или утешением в печальных размышлениях о тленности человека». Это сентиментальное описание причины, подтолкнувшей Ольгу к принятию христианства — неоднозначно. Это чувственное восприятие религии было вряд ли допустимо для властолюбивой правительницы. Ольга, как умная женщина и опытный государственный деятель, больше всего руководствовалась не только личными чувствами, но и заботой о государстве, она увидела в христианстве не только святость и успокоение для души, но и пользу для своей державы.

Когда она стала христианкой, приняла крещение? Точная дата этого до сих пор не определена.

Большинство ученых крещение Ольги связывают с ее поездкой в Константинополь. О времени ее приезда и процедуре крещения нет единого мнения. По летописи она приехала в Царьград в 955 году при Константине Порфирородном, произвела на него большое впечатление красотой и умом, и он сделал ей предложение выйти за него замуж. Но это не входило в планы Ольги, и она была вынуждена прибегнуть к хитрости и дипломатично обмануть его: «Окрести меня, будь моим крещеным отцом, а то не солидно иметь тебе жену языческой веры». Император согласился и, по преданию, патриарх константинопольский окрестил ее и дал ей имя Елена. После этого император снова стал просить ее руки. Однако Ольга отказала ему: «Я бы рада была, ваше величество, только сам ты знаешь, что христианская вера не позволяет отцу брать в жены свою дочь».

Историк, приводя этот диалог, стремится подчеркнуть этим мудрость и хитрость киевской княгини. Но все это является ничем иным, как легендой или вымыслом летописца, повторяемой другими историками. Из византийских источников известно, что император Константин в это время был женат и по христианским законам не мог делать предложение. Во-вторых, императору было около 50 лет, а Ольге около 62-64 лети вряд ли она могла обольстить его увядающей красотой. Но главное, историки, приводя этот диалог почему-то не видели расхождения его с датой приезда Ольги в 955 году. В Константинополе в то время правил не Константин, а Роман Лекапен. Эти расхождения в датах вызвали гипотезы А.Шахматова, М.Приселкова и А. Томашевского о двух поездках Ольги в Константинополь: в 955 и 957 годах. Они считают, что крестилась Ольга при Романе Лекапене. Однако вопрос о двух путешествиях Ольги в Византию до сих пор остается нерешенным и проблематичным. Никто из историков не отрицает, что император Константин Багрянородный (Порфирородный) с великой честью принял Ольгу в своем дворце и описал это в своем сочинении: «Об обрядах византийского двора», в котором он дает дату прибытия Ольги в Константинополь — 9 сентября 957 года, и перечисляет делегацию, которая с ней прибыла. С ней приехали: племянник, дворовые девки (женщины), священник Григорий, 20 послов, 44  купца, переводчики — всего 80 особ.

Ольгу в сопровождении почетного караула провели в лучший зал императорского дворца, где ожидал ее император, где и состоялся разговор. Константин не пишет, о чем конкретно шел разговор. Возможно, велись торговые переговоры, потому что с Ольгой было 44 купца, возможно, разговор был об улучшении межгосударственных и дипломатических отношениях, ибо добрые отношения Руси с Византией были разрушены Игорем. Могли быть разговоры на военную тему, так как греки просили вспомогательное войско. И следствием этих переговоров было то, что в 961 году киевское войско ходило на помощь наследнику Константина Роману II (Константин умер в 959 году). Возможно, разговоры были на церковные темы, и Ольга с ним говорила, как христианка, ибо она могла быть уже крещена, т.к. в ее делегации был священник Григорий. К тому же, на тему крещения Ольги в этом сочинении императора ничего не сказано.

Крещение Ольги послужило примером для подданных и стало толчком для распространения христианства на Руси, тем более, что она не только не чинила препятствий, а в какой-то мере способствовала этому. Увеличение числа христиан создало потребность и необходимость в увеличении храмов для богослужения. О церковном строительстве на Руси во времена Ольги нет достоверных сведений. Однако Е. Е. Голубицкий сообщает о строительстве частных молелен. Есть свидетельство о закладке Софьей первого (деревянного)

Софийского собора в Киеве, впоследствии сгоревшего, и Троицкой церкви в Пскове. «Если Ольга действительно была родом из Пскова, то нет ничего удивительного в том, что она позаботилась о церковных делах в родном городе и финансировала сооружение храма». Хотя Ольга крестилась только сама и не окрестила народ Руси, как это сделал ее внук Владимир Святой, и не сделала христианство государственной религией, но за ее личное мужество — принятие новой религии, ее поддержку и содействие к распространению, в пределах своей державы новой веры в окружении враждебно настроенных язычников, православная церковь причислила ее к лику святых. Это было отражено еще в «Слове о законе и благодати» Иллариона и других древних летописях.

Несмотря на поездку в Византию и встречу с Константином, оказавшим ей почести, отношения между ними остались натянутыми. Ввиду этого, Ольга сделала попытку завязать связи с Западной церковью, возглавляемую Римом. В 959 году она послала посольство к германскому королю Оттону, но в это время умирает Константин Багрянородный, власть в Византии переходит к его сыну Роману II, настроенному более дружелюбно к Руси, происходит изменение в расстановке политических сил в Константинополе. Перед Ольгой появляются новые перспективы в нормализации отношений с Царьградом. Переговоры с Западом были прерваны.

Под конец жизни у Ольги были натянутые взаимоотношения с сыном. В  964  году она отошла от всех государственных дел, передав власть уже возмужавшему Святославу.

Умерла Ольга в 969 году, похоронена в Десятинной церкви в Киеве.

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет