Какую веру приняли Владимир Великий и Русь

Этот случай был использован противниками папы, в том числе и Фотием. К  этому добавились события, произошедшие в Болгарии. Болгары приняли христианство из Византии в 860 году. Однако, болгарский царь Борис из-за политических соображений попросил у папы латинских епископов. Прибывшие в Болгарию папские епископы прогнали греческих священников, позорили их за то, что они были женаты, стали внедрять измененный Символ Веры. Патриарх Фотий в 867 году созвал Собор в Константинополе, который осудил изменения в Символе Веры, допущенные папой, а самого папу Николая I отлучил от Церкви и оповестил об этом короля Людовика III.

С этого времени начался раскол единой церкви на Восточную и Западную. Соперники выискивали друг на друга компрометирующие материалы и тем самым подливали масла в огонь. Особенно больным местом для восточной Церкви было то, что Рим вводил новые изменения, не оглядываясь на решения Соборов и устоявшиеся христианские традиции. Закончилось это тем что византийский патриарх Керулярий и болгарский архиепископ Лев послали письмо папе (1053 год), где выступили против нововведений, допущенных Римом в христианстве. Папа ответил на письмо гневно и с раздражением. Это в свою очередь не устраивало Керулярия и Льва, ссора иерархов нарастала. Византийский император Константин Мономах решил их примирить и просил папу прислать послов на переговоры. Однако патриарх Керулярий не захотел с ними встретиться и высказался, что разговаривать с ними может только на Соборе в присутствии восточных епископов. Тогда папские послы, возглавляемые кардиналом Гумбертом, написали письмо (грамоту), в котором осуждали патриарха Керулярия и всю византийскую церковь и положили его на престол. Это было 16-го июля 1054 года. Сразу же после этого в Константинополе был созван Собор, на котором демонстративно сожгли грамоту (письмо) и отлучили от церкви тех, кто ее писал, а имя папы навсегда вычеркнули из списков Восточной Церкви. С этим решением согласились все патриархи востока и провозгласили, что Западная Церковь отделилась от единства с первичной Православной Церковью. Римская Церковь со своей стороны провозгласила, что Восточная Церковь сама отлучилась от правдивой Западной Церкви, главой которой является папа Римский.

Так произошел, если можно так сказать, официальный раздел между Востоком и Западом.

Предпосылки для этого раздела возникли давно, сразу же после того, как Константин Великий провозгласил Константинополь новой столицей, которая вскоре после этого была признана вторым Римом. Если пристально посмотреть на весь ход христианской истории, от первого Вселенского Собора до седьмого, а дальше от 846 до 1054 года, то можно убедиться в том, что такого единства, которое провозглашает Римская Церковь, вообще не было. Когда на Востоке проходили официальные Вселенские Соборы, Западная Церковь их игнорировала, что подтверждается ничтожным количеством присутствующих на них ее священнослужителей (всего около 15 человек) Римские папы вообще не принимали участия в их работе. Что касается признания верховенства папы над Восточной Церковью, то начиная с 846, а точнее с 858 года, после избрания патриархом этой церкви Фотия, это признание было чисто формальным, сопровождающимся постоянными политическими и религиозными противоречиями и распрями.

После этого можно рассуждать более уверенно на тему того, какую веру принял Владимир — Восточную, которая уже со времен Фотия стала принимать православное обличив, или Западную, на которой настаивают католики и которая все время противостояла Восточной.

Владимир имел неограниченное право выбора. Его выбор не мог остановиться на Римской Церкви, во-первых, из-за отделенности Рима и практического отсутствия с ним политических, экономических и духовных связей и, во-вторых, он не мог не знать о моральном состоянии папского руководства, которое, по данным многих историков католицизма и летописца Римской Церкви Барония? было не вполне безукоризненным, особенно в X столетии, в конце которого Владимир и Русь приняли христианство. О небезупречном поведении римских первосвященников в X веке пишут: Мосгаим в своей «Церковной истории», Мильнер в 1855 году в «Истории церкви христовой», И. Ф. Горст в «Истории Христианской Церкви» (1897 г.)1.

Если верить тому, что Владимир посылал «мудрых мужей» на Запад для ознакомления с Римской церковью, то они, будучи там, не могли не узнать о папахском-прометировавших себя антиморальными действиями, о которых пишут вышеназванные историки.

Поэтому сторонники православия с уверенностью заявляют, что Великий князь Руси Владимир такую веру принять не мог. Не мог он также не знать известные на Руси, еще в более раннее до того время, как он крестился, легенды о Петре Гугнивом папессе Иоанне. Об Иоанне нами уже изложено легенду. Легенду о Петре Гугнивом относят ко времени после VII Вселенского Собора, состоявшегося в 787 году, к концу VIII или началу IX веков. В некоторых преданиях говорится, что он не имел никаких законных прав, занимал папский престол и вершил папские дела. Другие же источники описывают его личность оппозиционными действиями, направленными против папы Льва III, признавшего верховенство Карла Великого над церковью и осудившего филиокве.

Защитники католической веры и ее святости немало потрудились, чтобы сгладить скандальные страницы в Истории своей церкви, доказывая, что все это выдумано позднее, не ранее XIII столетия, реформаторами и врагами с целью дискредитации Римского папского престола. Но как бы они ни старались, все равно не смогут разубедить истинных сторонников в том, что Владимир Святой принял веру Восточной Церкви, историки которой называют ее православной.

Религиозную реформу Владимира нельзя рассматривать изолировано от других реформ, нововведений и преобразований. Принятие им христианства и крещение Руси нельзя рассматривать упрощенно, так, будто все это произошло благодаря нашествию на него Божьей благодати и Божьего промысла. Владимир увидел, прежде всего, приближение полного краха язычества, которое становилось тормозом на пути дальнейшего развития Руси и распространения ее признания в мире. Владимир, как прозорливый руководитель, увидел прогрессивную роль новой религии в духовном формировании человека, и в придании ему сил для более активного участия в обустройстве социальной справедливости в жизни человека на земле.

Владимир Великий понял, что «Неограниченный авторитет Бога небесного, воплощенный такими атрибутами, как всесильный, вездесущий, всеведущий и т.п., логически переносился на феодального монарха, который в представлении тогдашнего общества трансформировался в бога земного». Это ему было необходимо для выполнения миссии, которую он взял на себя, для возвеличивания Руси. Владимир пришел к убеждению, что в создании могущественной империи из разнородных этнических групп и племен с разными языками, культурами и традициями, кроме власти, нужна объединяющая сила, которая сплачивала бы их. Эту силу он увидел в христианстве, поэтому принял его и дал ее своему народу.

Став христианином и правителем христианской державы, Владимир вошел в число наивиднейших правителей Европы, которая распахнула перед ним свои двери. Он сроднился с многими западноевропейскими правящими дворами. Племянника и пасынка Святополка поженил с дочерью польского короля Болеслава Храброго. Ярослава — с дочкой шведского кроля Ола-фа — Ингигердою-Ириной. Дочь Премиславу выдал замуж за венгерского короля Ладислава Лысого, другую дочь — за чешского короля Болеслава Рыжего, третью — Марию-Добронигу — за польского короля Клазимира-Обновителя. Сестра его жены Анны, бывшей византийской принцессы, Теофано стала женой германского императора Отгона II и матерью Отгона III, при малолетстве которого она была регентшею.

Все эти родственные связи расширяли дипломатические возможности Владимира.

Для облегчения экономических связей и торгового обмена, на манер европейских государств и Византии, он стал первым из киевских князей выпускать собственные монеты. Типы монет были по образцу византийских, их было два — золотые серебряные.

Страниц: 1 2

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет