Брестская уния, продолжение полонизации и окатоличивания

Благодаря большим стараниям и усердию католических священников, их призывам к объединению, удалось кое-чего добиться; они внесли разброди колебания в среду высшей православной иерархии, что привело к расколу среди православных архиереев — часть из них стала склоняться в сторону объединения с правящей католической церковью.

В 1590 году четыре архиерея: Львовский, Ауцкий, Холмский и Туровский встретились в Белзе и договорились о подчинении их высшей католической власти. Вскоре к ним примкнул Киевский митрополит и еще несколько архиереев. После этого два архиерея — Луцкий епископ Терлецкий и Волынский — Потий, уполномоченные остальными, склонными к объединению, поехали в Рим, там обратились  папе с большой покорностью и заявили о готовности Кобы всей православной церкви к унии с католической Римской церковью. Это было воспринято с большой радостью и похвалой. Папа Римский немедленно сообщил об этом польскому королю Сигизмунду III Ваза (1566-1632). Король Речи Посполитой увидел в этом пользу для себя и своей державы и, чтобы положить конец «бунтующей» части православных священнослужителей и всего православного народа, созвал в 1596 году в городе Бресте церковный собор с участием в нем старого и безвольного киевского митрополита Михаила Рогозы, прозванного за это впоследствии «митропилатом», и еще несколько архиереев и церковных сановников, готовых к унии.

На съезде была провозглашена уния (союз) — объединение православной церкви с католическим Ватиканом. Униаты признали своим владыкой римского первосвященника папу, а также основные догматы католической церкви и ее обряды.

Почти одновременно, не желавшие примыкать к унии, оставшиеся верными православию, священнослужители созвали параллельный Собор, на котором обсудили создавшуюся неблагоприятную для православной церкви обстановку, обсудили действия объединителей, объявили их предателями, отступниками и предали их анафеме, призвали к непослушанию и открытой борьбе против них.

Известный и популярный то время православный князь К.К.Острожский (1526-1608) заявил по этому случаю, что «духовенство» не имело право принимать постановление об унии без согласия народа, архиереи, которые приняли унию, уже не могут быть архиереями, необходимо вместо них назначить новых. Но было уже поздно, король признал постановление униатского Собора законным, а польские власти на местах выступили в поддержку униатов. Им поспешно отдавали церкви и монастыри с приписанными к ним землями.

После этого наступил новый еще более настырно-напористый  этап  полонизации.   Польские  законы  и польский язык стали насильственно внедряться в повседневную жизнь. Православная церковь оказалась в худшем и более бесправном положении. Священнослужители, которые не приняли унию, отстранялись от службы в своих приходах, подвергались преследованию. Один из первых сильнейших ударов был нанесен по Киевской православной митрополии и самому Киеву. Киевская и Галицкая митрополии по этому соглашению объявлялись униатскими. В Киевской Софии поселился униатский митрополит Виньямин Рутской, до этого он был митрополитом в Вильно. По его приказу в городе были закрыты почти все православные церкви. Униаты захватили Выдубецкий монастырь и ликвидировали братскую школу. Пытались захватить центр православия — Киево-Печерскую Лавру, но православные киевляне с помощью казаков отбили их и потом защищали и удерживали ее всем Приднепровьем. Лавра никогда не была в руках униатов.

Страницы: 1 2

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет