Борьба православия против Католицизма

Борьба за сохранение православной веры фактически стала борьбой за свое этническое наследство, самобытную культуру и свой язык. Борьба была трудной, напряженной и затянутой на долгие годы. Она осложнилась еще и тем, что мало осталось православных     архиереев, а  без них  стало  не хватать     священников, так как, согласно церковным    законам, без архиерейского посвящения   и   благословения нельзя быть священником.   Ввиду этого,   православные приходы   все   больше оказывались обезглавленными. Борьба  эта  еще  больше усугубилась там, что на  южных границах стал    активно    действовать против Руси, новый не менее опасный враг  —   Крымское ханство.

Все же, благодаря фантастическим усилиям католической церкви, ей удалось закрепить свою веру лишь только в Галиции, Подолии и Волыни. В других регионах они получили отпор, особенно в Киеве.

Православный народ Киевщины стал примером для борьбы за свои права. Центром сопротивления и его руководителем  явилось распущенное  и  запрещенное Киевское братство, которое, несмотря на это, продолжало жить и бороться. Под его руководством православные миряне мужественно отстаивали свои церкви и монастыри. Защищая их, они вступили в открытую борьбу. Все чаще эта борьба доходила до смертельных схваток и кровопролития. В 1618 году в Киеве казаки утопили в Днепре наместника униатского митрополита Грековича, который особо жестоко преследовал православных и издевался над ними. В 1625 году прибывший из Запорожской Сечи отряд казаков расправился с большой группой униатов и их покровителей. Был убит войт Федор Ходыка и униатский священник Юзефович, закрывавшие православные церкви. По примеру киевлян усилилось открытое сопротивление притеснителям в других регионах. Так, в Полоцке был убит униатский архиерей Кунцевич, который допускал много насилия по отношению к православным.

Постепенно мелкие очаги сопротивления стали перерастать в массовые вооруженные народные протесты. Наиболее крупными из них были в 1594-1595 годах под руководством Северина Наливайко, в 1637-1638 годах под предводительством Я. Острянина (Остряница). Кроме простого народа и казачества, в нем принимала участие часть патриотически настроенной шляхты. Совместно они наносили ощутимые удары по общественно-политическим структурам Речи Посполитой в ее «новых провинциях», но сломать их до основания были не в силах, так как у них не было еще органов собственной этнической государственности, которые могли бы их сплотить для более организованного отпора.

Но и эти массовые выступления обеспокоили польского короля, магнатов и католическую церковь. Они стали искать выход из сложившейся сложной политической ситуации на «новых землях». Католическая церковь вынуждена была пойти на уступки. При сохранении подчинения Римскому папе и основных католических догматов Ватикана, униатам разрешалось справлять некоторые православные обряды. Отчего униатская церковь в Галиции и соседствующих с ней регионах стала называться греко-католической. Эта новая форма униатской католической религии стала активным и надежным помощником польских феодалов и ополячившейся шляхты в укреплении их власти на местах, а затем, позднее, после раздела Польши и включения Галичины в Австро-Венгерскую империю, она усердно служила австрийской империи.

На усиление полонизации со стороны польских властей и давления католической церкви на православие, на коренной народ — потомков русов, он ответил сплочением вокруг православных братств и священнослужителей, сохранивших веру отцов, историческую память, традиции своих героических предков. Под их руководством и благодаря их патриотическим призывам, в драматических условиях неволи, жестокого угнетения и невиданных притеснений народ решительно выступил против геноцида и ассимиляции. Эти процессы приняли широкий размах после унии 1569 года, особенно после 1596 года, когда к причинам, подталкивавшим к переселению, прибавилась еще и религиозная. Православная часть галичан, не захотевшая принять католическую веру, вынуждена была из-за притеснений покидать родные края и переселяться на восток целыми семьями к единоверцам.

Страниц: 1 2 3

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет