Активное проникновение Христианства на земли Восточной Европы

Ссылка на Стефана Сурожского не является веским доказательством. Кто был Стефан Сурожский, и кто был Бравлин, которого он крестил? Наибольшие сведения о Стефане Сурожском получаем из его «жития». До нашего времени дошло два «Жития Стефана Сурожского» — короткая и распространенная редакция. Короткая дошла в греческом оригинале и в древнерусском переводе. В нем нет сведений о Бравлине, поэтому он нас менее интересует. Распространенная редакция «Жития» сохранилась только в древнерусском переводе, осуществленном митрополитом Макарием в XVI столетии. Исследование и изучение этих документов Г. Васильевским и Ф. Ф. Вестбергом дают нам некоторые сведения о Стефане и эпохе, в которой он жил и вел свою деятельность. Это была эпоха тяжелейшего социально-экономического кризиса в Византийской империи, осложненная религиозно-церковным противостоянием, выразившимся в форме иконоборчества.

Лев III Исаврин (675 — 741),византийский император с 717 года, основатель Исаврийской династии, в 726 году издал эклогу, которым положил начало иконоборчеству, социально-политическому и религиозному движению в Византии в VIII и первой половине IX веков, направленному против культа икон. Лев III, стремясь укрепить государственную власть и свое положение, опираясь на провинциальную знать и, фактически, принимая участие в их борьбе против высокомерной столичной знати, запретил иконопочитание, сопровождая этот запрет конфискацией церковного имущества. Иконоборчество приняло широкий размах, к нему примкнули народные массы и под знаком иконоборчества стали вести борьбу против феодального гнета — в стране развернулось бурное политическое противостояние, которое использовал Лев III и его последователи в борьбе против своих противников.

Междоусобная борьба внутри византийской церкви сыграла определенную роль в истории Северного Причерноморья, например, северо-восточный Крым стал местом ссылки или убежищем для стойких сторонников ортодоксальной части восточного христианства. «Эта область в то время находилась под властью Хазарского каганата, известного своей религиозной терпимостью, и административно выходила за пределы византийской юрисдикции.

Здесь находили убежище опальные противники официально утвержденной иконоборческой доктрины».

В числе известных и малоизвестных деятелей, оказавшихся в этом крае, и Стефан Сурожский, названный в «Житии св. Стефана Сурожского» Исповедником. Он был подвержен репрессиям в 767 году со стороны императора Константина V Копронима Исаврийской династии, ярого сторонника иконоборчества и, спасаясь от преследования, бежал в Сурож (Судак в Крыму), где развернул свою миссионерскую деятельность, благодаря которой были обращены в христианство многие язычники. За свою миссионерскую деятельность в Крыму он был удостоен епископского звания. В этом звании уже в очень преклонном возрасте (родился около 700 — 701 г.), в 787 году принимал участие в VII (2-м Никейском) Соборе. Главным вопросом обсуждения на Соборе была иконоборческая ересь.

Из всех чудес Стефана Сурожского, описанных в «Житии…», в специальном параграфе под названием: «О прихождении ратию к Сурожукнязя Бравлина из Великого Новаграда» описывается «крещение славянского (русского) князя Бравлина». Это крещение русского князя больше всего является интерполяцией (вставкой) переводчика митрополита Макария при обработке и переводе им оригинала. Возможно, поэтому-то и «затерялся» оригинал, не найденный до сих пор. Ибо «Упомянутый здесь Новгород русский — это не тот хорошо нам знакомый Новгород на реке Волхов, возникший позже, а так называемый Неаполь Скифский (Новый город), некогда Размещавшийся на месте нынешнего Симферополя».

На протяжении многих десятилетий ученые пытаются раскрыть тайну загадочного «русского князя» под именем Бравлин, упомянутого только в одном древнем источнике — «Житие Стефана Сурожского». Выдвигались и выдвигаются различные догадки и предположения, но все они далеки от истины. Все авторы, которые описывают событие, связанное с Бравлином, захватом им Сурожа и крещением его там, датируют его второй половиной VIII столетия, примерно от 750 до 790 годов. В эти «времена письменно засвидетельствованного русского князя Бравлина никакой Киевской Руси еще не было, в Среднем Приднепровье размещалось тюрко-язычное государство Великая Булгария со столицей в городе Башту (будущем Киеве)». Да, и вряд ли, булгарский балтавар, бывший в то время в силе, пропустил бы через свою территорию какого-нибудь ладожского князя под именем Бравлин, славянского происхождения, да еще и с вооруженной дружиной. А вот князя варяжского происхождения он мог и пропустить, так как варяжские купцы и викинги находились в активной с Булгарией торговле и нередко поставляли им рабов. Имя Бравлин больше варяжского происхождения, у славян такого вообще не встречалось, следовательно, можно предположить, что Бравлин был варяжский конунг, который «прошелся» от Новаграда Скифского до Сурожа по Северо-восточному Крыму, грабя и разрушая все на своем пути, а затем в порядке «раскаяния» принял Христианство и крестился. Возможно, Аскольд знал, по скандинавским поверьям, о Бравлине и последовал его примеру.

Вполне возможно допустить, что христианство попало в славянскую среду с приходом Олега в Киев, от тех христиан, которые были в Аскольдовой дружине и приняли христианство вместе с ним. И еще от тех христиан, которые попадали в плен во времена его походов в Византию. Пленные христиане, попав в славянскую среду, являлись своего рода миссионерами и распространителями новой веры. Доброжелательное отношение к христианству Игоря, ставшего правителем после Олега, и крещение княгини Ольги, принявшей престол от Игоря, способствовали утверждению христианства на Руси. Ольга, приняв христианство, прилагала большие усилия для крещения окружавшей ее челяди и знати. Ее внук Ярополк, заступивший в княжение после Святослава, также способствовал христианизации Руси.

Господствующая в исторической литературе особенно у историков христианства, концепция утверждения христианства в Киевской Руси выработала «Владимирову легенду», по которой христианство на Руси связывается с 988 годом, когда языческий князь Владимир крестился сам и приказал крестить киевлян и всю Русь.

В действительности, по данному выше историческому материалу, убеждаемся, что утверждение христианства на Руси, куда более сложный процесс, появился значительно раньше Владимира, растянулся на несколько столетий и переживал временами тяжелые потрясения.

Страниц: 1 2

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет