Активное проникновение Христианства на земли Восточной Европы

В конце II — начале III веков христианство вышло за пределы Римской империи. Особенно поток миссионерской проповеди христианства активизировался после официального признания новой религии Римским государством при Константине I Великом, который фактически создал новый христианский центр — Константинополь, где создается сильная Византийская христианская кафедра, созданная, если верить легенде, братом апостола Петра Андреем, прозванным «Первозванным».

Отсюда начинается активная миссионерская деятельность проповедников новой религии в античные города Северного Причерноморья — Крым и Скифию. Античные писатели долгое время называли Восточную Европу, независимо от населявших ее этносов, одним собирательным именем — Скифией. К этому времени Готия, несмотря на постоянные войны, стала процветать, на более высокий уровень поднялось сельское хозяйство, развитие Ремесел, торговля.

На особенно высокую ступень своего развития вступила Готия в 70-е годы IV века, когда готы приняли христианство как официальную государственную религию, вернее ее ветвь — арианство, которое в представлении христианских идеологов считалось ересью, худшей, чем язычество. Это событие связывается с именем крупного и талантливого просветителя Готского государства Ульфилы (Вульфилы ок. 311 — 383 гг.), первого готского епископа.

В  германских исторических источниках он называется Вульфилой. Отец был готом, а мать — греческой христианкой, из семьи, вывезенной готами из Малой Азии. Ульфила воспитывался в готском окружении и поэтому получил готское имя Wulfila (Вульфила) —  волчонок, от готского Wulfs  (Вульфс)  —   волк. Он с детства получил хорошее образование, свободно владел тремя языками: готским, греческим и латинским.  Благодаря матери-христианке он был приобщен к христианской религии, где проявил себя и много лет служил в одной из многочисленных у вестготов христианских церквей простым лектором (низшая церковная должность)

Ульфила был высокообразованным человеком, он первым перевел Библию на готский язык. Под его руководством была создана готская письменность, активным распространителем которой он был на протяжении всей своей жизнедеятельности. Занимая низшую церковную должность, Ульфила работал над переводом Библии с греческого на готский язык. Ему для перевода лингвистически сложной Библии пришлось создать собственный алфавит. Используя греческий, латинский и древнегерманский, заимствованный из скандинавских рун — древнейшие письмена германцев — он на основе их модифицирования создает готский алфавит. Создав алфавит и с его помощью готскую письменность, он развернул успешную пропаганду христианства среди готов и граничивших с ними других племен.

С одним из вестготских посольств Ульфила был направлен в Константинополь, где прожил несколько лет и сблизился с главой ариан, епископом Евсевием. За выдающийся труд по переводу Библии, приближенный к императорскому двору, всесильный Евсевий призвал тридцатилетнего Ульфу сразу из лекторов в епископы, Минуя степени дьякона и пресвитера.

Вернувшись на Родину, молодой епископ Ульфила активно принялся за проповедь христианства в его арианской форме.

После принятия христианства и просветительной деятельности Ульфилы готы значительно уменьшили свой военный пыл, реже стали тревожить восточные окраины Римской империи, прекратили грабительские набеги на соседние страны. Вместо военной подготовки в государстве успешно стала развиваться культура, которая восприняла все лучшее из скифско-сарматской и греческой культур.

Активному проникновению христианства на земли восточной Европы способствовали античные города — государства Причерномория. Уже с середины IV столетия становится известным город Томы (совр. Констанца в Румынии) как епископская резиденция (Готская епархия), основанная первым готским епископом Ульфилой.по инициативе которого в Готии было принято христианство.

Об утверждении христианства в Крыму и в Северном Причерноморье указывает то, что уже на Никейском Соборе в 325 году присутствовали представители этих регионов Домн Боспорский и Феофил Готский. Но это были не славянские священнослужители. О славянах и их пребывании в Восточной Европе в эти годы не могло быть и речи — их просто здесь еще не было. Их появление здесь по данным тюркологов относят к VIII веку. Вопрос о проникновении христианства в восточнославянскую среду остается проблематичным. Сообщения о том, что возможно Кий, которого некоторые историки считают славянином, пребывая при византийском императорском дворе, принял христианство, являются исторически неправдоподобными. Кия, как славянина, вообще не существовало. О первом крещении Руси при Аскольде, тоже много вымысла. Сам лично Аскольд крестился и принял христианство и даже способствовал его распространению в Среднем Приднепровье, но он был не славянин, а варяг. И если он способствовал крещению в Русском (Киевском) каганате, то, наверное, только членам своей варяжской дружины. Основное население его каганата были представители тюрко-язычных народностей и с 820 года исповедовали ислам, и распространение среди них христианства, а тем более крещение, вряд ли было возможным. В исторических источниках широко подаются сведения о крещении ладожского князя Бравлина, который вторгся в Крым и, разорив его северо-восточные земли, принял христианство, что также историческими документами не подтверждено.

Страниц: 1 2

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет