Все происходит по милости Божией // Красное знамя

Настоятельница Свято-Благовещенского Киржачского монастыря  игумения Мария (Сташевская) о мире, вере, монашестве и монастыре.

 

— Матушка Мария, с какой целью люди приходят в монастырь?

   В мире распространено представление о том, что в монастырь приходят несчастные, убогие неудачники. Это заблуждение, но миру  приятно так думать. Для людей традиционно создавать семью, рожать и воспитывать детей. Это хорошее, Богом благословленное счастье. Но есть род людей, которые видят себя совершенно в другом. Сильнее всего они хотят быть с Богом. При этом свой приход в монастырь они могут осознавать по-разному. Одни имеют внутреннюю жажду познания Бога. Для них жизнь на Земле – не только плотское существование, но и служение высшим идеалам. Понимая, что нет ничего выше служения Богу, и что ничто в мире не может удовлетворить эту жажду, они оставляют мир и идут служить Господу. Другие не хотят грешить грехами, которыми грешит мир. Не видя в себе сил противиться им, они идут в монастырь, чтобы оградить себя от соблазна и греха. Там, среди единомысленных братий и сестер, они укрепляются и духовно возрастают. Третьи идут в монастырь, потому что хотят спастись и думают, что в условиях семейной жизни у них не будет достаточно сил и времени угождать Богу.

 

— Вы стояли у истоков возрождающейся монашеской жизни в стенах  древней Киржачской обители. С чего все начиналось?

Деятельность Киржачского монастыря была возобновлена в июле 1995 г. указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Тогда же по его благословению в Киржач из Александрова приехали две юные насельницы Свято-Успенского женского монастыря. Они почти совсем не имели ни духовного, ни практического опыта, и слабо представляли себе, что им предстоит. Но Благодать Божия хранила от грубых ошибок и утешала при совершении малых. Спустя два года обитель насчитывала уже 12 насельниц. В 1999 – 2000 гг.  к нам поступили три старицы-монахини – одна из них была жительницей  Киржача, – своим опытом много способствовавшие духовному становлению нашей монашеской общины. Насельниц объединяла любовь к преподобному Сергию, его обители и стремление воплотить идеалы монашества в своей жизни. Для этого присутствовали все условия – мало устроенный быт, в 4 утра – подъем и монашеское правило, много трудов и мало времени для отдыха, регулярные богослужения, исповедь и причастие Святых Христовых Таин. Отсутствие опытных духовных руководителей заменяло ежедневное совместное чтение святоотеческих наставлений.

 

— Как восстанавливалась обитель?

Первые насельницы застали храмы и монастырские постройки в крайне плачевном состоянии. Благовещенский собор официально признавался аварийным. Храм Всех святых сильно пострадал от пребывания в нем хлебокомбината. Действующим был только храм Всемилостивого Спаса, но и он нуждался в серьезной реставрации. Восстановить  это, казалось, выше человеческих сил. Но Господь молитвами преподобных Сергия Радонежского и Романа Киржачского управлял все чудесным образом. И уже в августе 2000 г. в Благовещенском храме совершилась первая с 1923 г. Божественная Литургия. Весной 2001 г. пятиярусная колокольня при Всехсвятском храме, обезглавленная при советской власти, увенчалась медной главой и позолоченным крестом. На звоннице Спасского храма зазвучали церковные била. В августе 2005 г. владыка Евлогий освятил новую часовню, возведенную над источником преподобного Сергия взамен разрушенной в 30-е гг.

Одновременно приходилось налаживать монастырское хозяйство и быт. Следуя примеру основателя нашей обители преподобного Сергия и осознавая, что необходимо питаться от трудов рук своих, сестры на целинной земле, арендованной в 1997 г. близ деревни Ефаново, устроили подворье с фермой, теплицами, огородами и садом. Большой проблемой было отсутствие обустроенного жилья. Сестры жили сначала в подклете храма Всемилостивого Спаса, где было холодно и сыро, а потом – в домике за пределами монастыря, что было трудно и не полезно. Достаточных средств для строительства не было. Но в 2001 г. с молитвой все-таки приступили к возведению нового келейного корпуса. И через четыре года монастырская семья переехала в новый дом. В 2000 г. в обители построили Восточные въездные врата, при которых возвели здание домика вратарниц. А в прошлом году полностью закончили огораживание монастырской территории.

 

– Какие события первых лет возрождения обители запомнились Вам как наиболее значимые?

В новейшей летописи монастыря самым богатым на духовно значимые события стал 1997 г. В ноябре этого года были обретены святые мощи преподобного Романа Киржачского и одновременно освящен в честь его святого имени храм-усыпальница в подклете Благовещенского собора. Этим событиям предшествовали сугубый пост и молитвы сестер. Обретение святых мощей и освящение храма вылились в настоящее торжество. Радость киржачан и сестер обители усугубилась приездом Святейшего Патриарха Алексия II. Патриарх совершил молебен преподобному Роману прямо во дворе монастыря и благословил насельниц обители иконой святителя Иннокентия Московского с частицей его святых мощей. А благодатное слово Первосвятителя стало сугубой поддержкой сестрам в их иноческих трудах.

 

— Ощущалась ли молитвенная помощь основателей обители – преподобных Сергия Радонежского и  Романа  Киржачского?

Да, постоянно. Приведу лишь два примера. Мы усердно просили преподобного Сергия о том, чтобы найти на круче источник, ископанный, по свидетельству летописи, его руками. Весь крутой склон был испещрен источниками, но который из них Сергиев, никто точно не знал. Неожиданно в монастырь передали фотографию часовни над источником 30-х гг. прошлого столетия. Сестры сравнили фотографию с современным видом склона, выбрали условно местоположение часовни, начали копать и… сразу наткнулись на остатки пола, стены, фундамента взорванной часовни, даже остатки дубового дна колодца нашли! Под одним из камней фундамента обнаружили закладную монету 1613 г., оставленную строителями каменной часовни в XVII веке. Фундамент укрепили и два года ждали, чтобы убедиться, что он выдержит вновь  возводимую часовню. 15 марта 2003 г., в первую субботу Великого Поста, сестры и строители собрались вместе, чтобы помолиться Богу и преподобному Сергию и испросить благословение на продолжение строительства. Неожиданно по почте пришло сообщение о том, что специально для нашего монастыря в Сергиевом Посаде неизвестным нам иконописцем написана икона преподобного Сергия Радонежского. Невозможно было в тот момент не воспринять это сообщение как благословение дорогого Аввы Сергия, преподанное им инокиням его монастыря.  В тот же вечер сестры встречали эту чудную икону с колокольным звоном и пением в воротах монастыря. Казалось, что сам преподобный Сергий как Хозяин этой обители входит Святыми вратами с тем, чтобы утешить, вразумить и наставить на путь ко спасению своих чад, подвизающихся в основанной им обители.

В другом случае свою помощь явил преподобный Роман Киржачский.  В июле 1996 г. в результате археологических раскопок были обнаружены его святые мощи. Прежде чем поднимать их для всеобщего поклонения, по благословению Владыки Евлогия сестры должны были за год устроить храм-усыпальницу в подклете Благовещенского собора. Трудов было много, а времени и средств катастрофически мало. Иногда казалось, что завершить работу к сроку совершенно невозможно. Когда же мастер, изготавливавший раку для мощей преподобного Романа, сказал, что у него дома замироточила бумажная икона Преподобного, мы ему сначала не поверили. Но, убедившись в истинности его слов, поняли, что это ответ нашего Игумена: «Не бойтесь, я вас слышу, все будет хорошо». Так и случилось.

 

— Чем занимаются насельницы обители?

Главный труд монаха – молитва и послушание. Молитвенная жизнь в храме начинается в нашей святой обители в 6 часов утра. Ежедневно сестры собираются в храме преподобного Романа для чтения утренних молитв, полунощницы, помянника, испрашивают благословение на предстоящий день у преподобного Романа. Обычно пять раз в неделю совершается в обители общественное богослужение, возглавляемое служащими в монастыре священниками. Монастырский клир состоит из трех священников и диакона. Уже 10 лет настоятелем монастырских храмов является протоиерей Сергий Алфеев. В 7 часов утра начинается Утреня, следом Часы и Божественная Литургия. Вечером служится Вечерня. В 18 часов сестры прочитывают все вместе Повечерие и монашеское правило. После половины девятого вечера, если нет дополнительных послушаний,  наступает время для келейной молитвы, чтения, рукоделия и своих  личных дел. Когда нет богослужения, в обители читается Неусыпаемая Псалтирь. Таким образом, молитва в обители совершается непрестанно.

 

— В чем заключаются монастырские послушания?

Святое послушание – это труды, совершаемые во имя Господа с полным самоотвержением своей воли и покорностью воле Божией. Отсекая собственную волю, христианин с Божьей помощью борется с матерью всех грехов – гордыней.

Мы несем послушания в церковной лавке, по уборке храма и территории, по приготовлению трапезы. Сестры шьют, вышивают, пишут иконы, выращивают цветы. Все насельницы нашей обители, в подавляющем большинстве городские жительницы, трудятся на монастырской ферме и огородах. Выполняя послушания, сестры стараются послужить Господу, монастырю и ближним.

 

— Как обитель служит ближним?

Благотворительность иноков миру с глубокой древности считалась неотъемлемой частью монашеского подвига. И сегодня, по словам нашего владыки Евлогия, монастырь не должен поворачиваться спиной к миру. Помня об этом, сестры обители с первых дней устроения обители старались наладить связи с местным детским домом и детским приютом. Силами монастырской Воскресной школы мы устраивали Рождественские представления с подарками для детей-инвалидов, принимали на ночлег бездомных, откликались почти на все прошения, поступающие из мест заключения, вели переписку с заключенными, регулярно отправляли посылки в тюрьмы. Одновременно мы старались приобщить к этой работе монастырских прихожан, многие из которых с любовью откликались. В результате летом 2006 г. по благословению правящего архиерея при нашем монастыре из прихожан образовалось Свято-Тихвинское сестричество сестер милосердия. Силами сестричества обслуживаются созданные на базе Центральной районной больницы Палаты милосердия, в которых размещаются нуждающиеся в социальной, психологической, юридической помощи. В больнице находится часовня, освященная в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В ней дежурят сестры милосердия, проводя с посетителями часовни катехизаторскую работу. Они также оказывают помощь на дому престарелым и одиноким киржачанам. Почти вся работа с заключенными теперь осуществляется ими же. Монастырский священник Андрей Политов окормляет храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», расположенный в ФГУ ЛИУ 1/8.

С 1999 г. при монастыре действует детская  Воскресная школа, духовником которой является протоиерей Сергий Алфеев. Прихожане монастыря преподают воспитанникам Закон Божий, Историю Церкви, Рукоделие и Пение. Школу посещают около 30-35 детей. Один из выпускников школы поступил во Владимирскую духовную семинарию и трудится старшим алтарником в монастыре. Ребята регулярно готовят праздничные выступления – в Рождественские праздничные дни и в Неделю жен-мироносиц они выступают перед детьми-инвалидами, учащимися коррекционной школы-интерната. Во время каникул ребята вместе с родителями и преподавателями ездят в паломничество по святым местам, а летом на монастырском подворье устраивается летний лагерь, где дети все вместе молятся, трудятся, играют, соревнуются в эстафетах, беседуют с батюшкой. Монастырь обеспечивает материальную базу Воскресной школы и является той средой, где современные дети могут увидеть практику благочестивой жизни.

Миссионерскую деятельность осуществляет в обители протоиерей Виктор Плотников, который проводит с прихожанами регулярные воскресные беседы, посещает с лекциями молодежные учебные заведения.

В обители сложилась традиция на Рождество и Пасху после поздней Божественной литургии собираться всем – духовенству, сестрам монастыря, сотрудникам обители, сестрам милосердия, детям и преподавателям, гостям – в монастырской трапезной, где мы поздравляем друг друга с праздником, поем, вручаем подарки. В такие дни бывает особенно теплая атмосфера любви и благожелательности, чувствуется доброе единство во Христе, так необходимое всем нам для евангельского благовестия миру.

 

— Находите ли Вы понимание и поддержку у киржачан?

К сожаление, далеко не всегда и не у всех. В отличие от других городов, например, Александрова и Кольчугина, в Киржаче у некоторых представителей власти и таких важных профессий как врачи и учителя сохраняется неприязнь ко всему церковному. Нас боятся куда-либо допускать.  

Когда мы проявили желание устроить Центральной районной больнице Палаты милосердия, многие врачи киржачской больницы просто восстали. В городе нет ни одной социальной койки. Средства на их создание не выделяются, хотя в соседнем Кольчугино – 5 социальных коек. Мы же постоянно сталкивались с тем, что некоторые доктора просто выгоняли бомжей, хотя обязаны принимать людей на три дня даже без медицинского полиса. Но если врачи не хотят думать о людях, значит об этом должна позаботиться хотя бы Церковь. Потому что не к ним, а к нам приходят больные и замерзающие люди, которым некуда деваться. Слава Богу, благодаря внушениям Киржачской администрации и терпению главврача больницы Л.И.Красенковой нам все-таки удалось эти Палаты создать.  В результате за один год действия Палат сестры милосердия выхватили из рук смерти три бесценные человеческие жизни и помогли многим нуждающимся. И мне кажется, что теперь доктора нашей Киржачской больницы стали относиться мягче и лояльнее к пациентам Палат милосердия.

В нашем городе нуждающихся в помощи одиноких больных стариков, а также опустившихся на дно жизни людей достаточно много. Когда мы пытаемся им помочь, то не становимся в позицию грозного судьи: почему дети бросили стариков или почему этот человек позволил себе так опуститься. Мы просто стараемся дать человеку шанс: встать на ноги, зажить полноценной жизнью или (такие случаи у нас тоже были) достойно, по-христиански умереть. Нам, честно говоря, очень не хватает рук. Милосердие, к сожалению, в дефиците. Людям легче отдать деньги для оказания помощи, чем отдать часть своего сердца. Мы, к сожалению, забываем, что жизнь может повернуться неожиданно, и мы сами окажемся в трудной ситуации. Существует духовный закон – сделанное тобою от сердца добро обязательно тебе возвратится. Очень хотелось бы увидеть среди наших сестер милосердия новые лица, желающие помогать ближним.

 

— Сотрудничаете ли Вы с районным отделением образования?

Наше общение складывается непросто. Если в молодежных учебных заведениях наших священников принимают свободно, то в школах посещение священника возможно лишь с согласия родителей. Но мы не воцерковляем детей и не вербуем их в монахи. Мы говорим им о вечных ценностях, которые всегда в мире существовали, и которые мир сегодня утратил. Так что не надо бояться монастыря и наших отделений – воскресной школы и сестричества милосердия. Недавно наша воскресная школа пришла в отдел народного образования и показала сотрудникам одно из своих представлений. чтобы они видели, о чем мы вообще говорим, к чему призываем. Но менталитет, сложившийся в советское время, преодолевается очень трудно. И пока мы чувствуем себя частью города, которая существует сама по себе.

 

— Как у обители  складываются отношения с районной и городской администрациями?

В чем-то они нам помогают. Например, после разорения киржачского хлебокомбината районная администрация бесплатно передала нам Всехсвятский храм, который на тот момент не числился ни в РПЦ, ни среди памятников архитектуры. Мы получили возможность арендовать землю под монастырское подворье.  Но я бы хотела, чтобы у нас было больше контактов и взаимопонимания, больше  соработничества в вопросах нравственных и социальных. У монастыря и в целом у Церкви  для этого есть ресурс, и мы хотели бы, чтобы власти более активно использовали его в интересах города и людей. Мы также будем рады, если представители администраций станут у нас более частыми гостями, а посещение храмов перестанет быть для них чем-то чуждым. Когда, например, наш Владыка, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, приезжает в Кольчугино или Ковров, его встречают главы районной и городской Администраций, директора крупнейших предприятий. Хотелось бы, чтобы то же самое – по сердцу, а не по долгу – было и в Киржаче.

 

— На какие средства существует и восстанавливается монастырь?

Мы сами обеспечиваем себя и посетителей обители. Для этого мы стараемся по возможности делать все своими собственными силами: шить одежду для себя и облачения для священников, писать иконы, торговать в церковной лавке, убирать храмы и монастырскую территорию, работать на ферме и в огороде. Мы кушаем свои молоко, творог, масло, яйца, ягоды и овощи. Так как нас пока не много, мы не можем производить на продажу те же молочные продукты или иконы, чтобы с получаемых доходов восстанавливать монастырь. Поэтому восстановительные работы производятся на пожертвования.

 

— Кто помогает сестрам восстанавливать обитель?

Невозможно перечислить имена всех тех добрых людей, благодаря искренней помощи которых наша обитель благоукрашается. Их имена знает Бог, и мы верим, что Он сможет даровать всем им достойную награду. Мы же по нашей силе возносим Подателю всех благ свои скромные иноческие молитвы и прошения, чтобы не оставил Щедродатель всех наших помощников, как и они не оставляли нас без своих вспомоществований в трудные дни. Здесь хотелось бы отметить с благодарностью только наших дорогих бабушек, жительниц Киржача, помогающих сестрам убирать храмы, и Ивана Дмитриевича Ягодина, инвалида-спинальника, который, невзирая на тяжелую травму, в качестве шофера легковой машины делает для монастыря очень многое. Осенью 2007 г. у обители появились новые друзья и помощники – молодые люди из московской православной общественной организации «Молодая Русь». В свои выходные дни они приезжают потрудиться на восстановлении обители и приписанного к ней храма Архистратига Михаила близ деревни Халино.

 

— Что делается и что предстоит сделать?

Наша первоочередная задача – сохранить для потомков то, что есть. К юбилею мы обновили Спасский храм и восстановили по образцу XIX в. крытую галерею между Благовещенским собором и храмом Всемилостивого Спаса. Близится к завершению многолетняя реставрация росписей Благовещенского собора. Недавно мы освободили храм Всех святых и прилегающую к нему колокольню от пристроек, которые были построены в советское время. Предстоит долгая реставрация Всехсвятского храма. В капитальной реставрации нуждается старый двухэтажный братский корпус XVII в., который сегодня практически разваливается.  

Помимо монастырских зданий, мы стараемся восстановить историю обители – ее братии, священства, прихожан и храмов. В прошлом году мы издали две книги, посвященные первому игумену Свято-Благовещенского монастыря преподобному  Роману Киржачскому. В них излагается житие Преподобного и история обретения его святых мощей. К юбилею мы подготовили буклет, рассказывающий о 650-летней истории монастыря. Мы начали серьезные исследования советского периода в обители и церквей Киржачского района. Планируем переиздать книгу, выпущенную нами в 2003 году, где воспроизводится издание 1880 года протоирея Александра Виноградова о монастыре и городе Киржаче. Кроме того, мы готовим к изданию текст Благодарственного акафиста по причащении Святых Тайн Христовых, составленный епископом Серафимом Звездинским. До конца года собираемся издать сборник современной духовной поэзии, посвященный монашеству, преподобным Сергию Радонежскому и Роману Киржачскому, Троице-Сергиевой Лавре и нашей обители, с детскими рисунками с юбилейной выставки.

 

— Существуют ли планы расширения и благоустройства монастыря?

В перспективе планируем строить гостиницу. К нам приезжает много паломников, и нашего паломнического домика уже не хватает. Острую нехватку помещений испытываем и мы. Воскресная школа ютится в небольшой библиотеке, сестричество сестер милосердия – в случайных комнатах. Наша церковная лавка очень маленькая. Поэтому мы хотели бы с южной и юго-восточной стороны выстроить корпуса, которые бы одновременно служили и оградой, и помещениями. В них смогут разместиться  паломническая трапезная, церковная лавка, воскресная школа,  сестричество,  т иконописная мастерская. В наших планах также есть установка купальни, в которой можно было бы обливаться водой из источника. Еще у меня есть мечта – построить детско-юношеский духовный центр для воскресной школы и молодежного клуба.

— Матушка, как Вы оцениваете то, что сделано?

У монастыря есть внешняя и внутренняя жизнь. Если говорить о внешней жизни, то у нас что-то устроено и что-то построено. Что же касается внутренней, духовной, жизни, то мы находимся в самом начале начал своего пути. При этом надо учитывать, что современный монастырь – это плод нашей мирской жизни. Каков мир, таков и монастырь. А мир сегодня предлагает такие соблазны, что у людей, в том числе, верующих и воцерковляющихся, очень сильно преобладает материальная сторона. Кроме того, духовное делание часто подменяется душевным. Люди вроде бы в церкви находятся, вроде бы трудятся, помогают. Но они делают это не ради Христа, а по своей доброте. Именно поэтому последний Архиерейский собор говорил о страшной секуляризации всего нашего общества и о том, что эта секуляризация очень сильно проникает внутрь Церкви. Проникает она и в монастыри, в том числе, и в наш. При постриге мы даем три обещания Господу – целомудрия, нестяжания и послушания. Задачи у нас очень высокие, но их понимание в нас еще только-только просыпается.  Мы еще нащупываем свой монашеский путь. И сейчас нам очень важно, не отгораживаясь от мира, тем не менее, сохранить свои нравственные идеалы и свой фундамент – служение Господу. Не поддаться сильнейшему напору мира очень трудно. Мы молимся и трудимся, и возлагаем упование на Бога, результат – от Него. Надо просить у Господа помощи. Ведь все случается только по милости и Благодати Божией. И ты каждый раз понимаешь, что все происходящее в жизни чудесно, и вся твоя жизнь – естественное чудо.

— Матушка игумения, что бы Вы хотели пожелать киржачанам в этот праздничный день?

Я желаю людям мира, мира в душе и с ближними. В обитель люди приходят со своей болью, и мы видим, что сегодня очень много конфликтов в семьях, много душевного смятения, много страданий. Поэтому  большая просьба хранить мир всеми силами души своей, всем своим сердцем.

— Может ли монастырь помочь в этом?

Монастырь сам молится о мире всего мира – это наша основная задача. Кроме того, со своей бедой всегда можно прийти к нашим замечательным батюшкам. У нас ежедневно до трех часов дня дежурит в храме священник.  Каждого страждущего батюшка с любовью примет, выслушает и даст совет, как в конкретной ситуации поступить по-евангельски

 

Беседовала Наталья Михеенко

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет