Северные традиции русской культуры

Единого точного представления об общей картине социальных образований на огромной территории того государства, которое стало называться Русью, в века, непосредственно предшествующие его становлению, у нас еще не имеется. Разные племена и народы волнами перекатывались по этой земле с Востока на Запад. Разрозненные племена, островками спрятанные в глухих лесах к северу от «Дикой степи», испытывали на себе частые набеги варягов. Славянских женщин увозили в Скандинавию, а северные воины поселялись в славянских землях, принимая в свои дружины мужчин славянского происхождения. Происходило постоянное смешение народов, перенимание обычаев, обрядов, ремесел и общественного устройства. На Балтике в это время господствовали викинги.

Для своих походов на крупные города и государства независимые вожди кланов иногда объединялись, на общем собрании выбирая предводителя конкретного набега. Одним из таких военачальников был датчанин Рюрик, который, по преданиям, и стал первым русским князем. Торговые пути по великим русским рекам северянами были освоены давно. Через Западную Двину по волокам и затем Днепру был кратчайший путь из Балтики в Византию, а через Неву, Ладогу и Волгу — в Булгар и Хазарию, куда стекались восточные товары. В начале IX века в Скандинавии стало тесновато, и свободные мореплаватели начали активно заселять восточные земли. Византийцы в это время четко различали славов, скандинавов и руссов — викингов, живущих на славянских территориях. Следы этого разделения остались и в географических названиях. Откуда произошло само слово «Русь», сейчас никто точно сказать не может. То ли от названия острова Росланд в Швеции, то ли еще от чего-нибудь. Когда-то переселившиеся в земли древних галлов франки дали название маленькому острову — Иль-де-Франс (Остров франков). Потом и вся галльская страна стала называться Францией. А в славянских землях поселились не то руссы, не то россы. И сейчас недалеко от Новгорода, в местах старых поселений викингов, есть город с названиєм Старая Русса. С распространением этой уже сильно перемешавшейся со славянским и всевозможным другим местным населением — от финнов до мордвы — новой этнической группы появилось и само слово «Русь». Да и слово «русые» тоже говорит нам о том, что у этой группы людей цвет волос отличался. Военный и торгово-культурный обмен на Балтике происходил постоянно. История нам сохранила и летописную память о совместных походах викингов и русских воинов против Царьграда и Хазарин, и необычные для лесных жителей центральной России рельефы заморских чудищ на храме в Юрьеве-Польском. Да и само устройство народного вече в Новгороде очень напоминало большой совет викингов в Бирке, древней столице Швеции. Память о северных воинах осталась и в сказаниях о выходящих из моря богатырях, о путешествиях Садко, и в характерных очертаниях ладьи на палехских коробках, и в форме шапок первых русских князей на иконах, и в самом типе вооружения пешего древнерусского воина — круглый щит, меч или боевой топор. Торговля между новгородцами и их балтийскими соседями до объединения Руси была более интенсивной, чем с остальными русскими княжествами. От Швеции до Новгорода по морю можно было доплыть на быстроходных ладьях — драккарах викингов меньше чем за сутки. Сухопутное же путешествие по лесному бездорожью из Москвы могло длиться долгие недели.

Устраиваясь на новых местах, балтийцы в первую очередь устанавливали «гарду» — град, ограду, — возводили бревенчатые стены защитного укрепления. Избы везде строились тоже по общим северным традициям. В срубе бревна скреплялись на углу замком — небольшая часть бревна выходила за общую поверхность стены. Так было и крепче, и теплее. Зимой холоду было труднее добраться до внутреннего угла дома. Так же строились и деревянные церкви.

После принятия скандинавами католичества на их избах-церквях стали надеваться западные острые шпили. А в православной Руси византийские традиции украсили точно такую же избу луковицами. Подобные бревенчатые храмы, с местными особенностями, существовали во многих странах послевикинговой эпохи, преимущественно в Скандинавии и России. Убери навершие, и они будут почти одинаковыми. Разница появится уже в ритмике отделки, резонирующей купол или шпиль, и в местных орнаментах. Церковь в России всегда сориентирована алтарем на восток, а поднятая сторона перекладины православного креста указывает на север.

После крещения Руси церкви начали возводиться во всех ее землях. Но дорогой каменный храм могли построить себе только богатые князья или промышленно-торговые развитые города. Так что на один величественный собор греческого образца приходились сотни деревенских деревянных церквей.

Но национальные традиции, связанные с выбором этого строительного материала, внесли значительные неудобства во внутреннее привычное устройство древнего храма. Исторически греческие церкви расписывались фресками и украшались мозаиками. Но и фрески, и мозаика нуждались в незыблемой основе стабильной каменной стены. Живое и безостановочно колеблющееся при малейшем дожде деревянное основание удержать их на себе не могло. У прихожан оставался только один выход — украшать стены церкви иконами. Маленькая алтарная перегородка начала постепенно расти в высоту, а сюжеты святой истории, традиционно изображаемые прямо на стенах греческого собора, перебрались в иконостас, теологическая система которого уже полностью определилась к IV веку. Ряды взлетающих под купол икон полностью отделили алтарную часть от всего остального храмового пространства. С тех пор иконостас стал главной смысловой частью помещения церкви. И без него русский православный храм мы себе представить уже не можем.

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет