Рождение иконы и ее прародители

Теологически древним иудеям было запрещено точно копировать созданные Господом живности. Их религиозно-художественная философия здесь во многом повторяла идеи древних египтян. Все-таки не надо забывать, что и Моисей, и первый иудейский первосвященник Аарон были раньше жрецами в Египте. А там, как мы уже упоминали, портретная скульптура служила убежищем для потерявшей мумию души. Запрет, действующий для иудеев, относился в первую очередь к точному портретному скульптурному изображению. Что же касается других изображений, то еще во времена Моисея на Ковчеге Завета были скульптуры двух херувимов (в виде египетских крылатых сфинксов). Херувимы были изображены и на завесе (занавеси) скинии собрания — первого переносного храма древних иудеев времени Исхода. В храме Соломона также были позолоченные скульптуры херувимов, а еще ангелов, львов и быков, ставших впоследствии символами евангелистов (их четвертый символ — орел — появился в скульптуре только в Храме Ирода (20 г. до н.э. — 70 г. н.э.). Изображения небесных сил — серафимов и херувимов — впоследствии будут часто встречаться в христианском искусстве. Но запрет на реалистические портреты живых людей в ветхозаветной истории безукоризненно соблюдался. До нас из археологии не дошел ни один портрет иудейского царя, пророка или первосвященника. Из Нового Завета мы все прекрасно помним историю с динарием кесаря, рассказанную в Священном писании. Спаситель не прикоснулся к рельефному скульптурному изображению императора с надписью «Божественный Август», чем собственно и была римская монета. Он просто сказал: «Покажите Мне монету, которою платится подать. Чье это изображение и надпись?» Говорят Ему: «Кесаревы…» Тогда говорит им: «Итак, отдавайте кесарю кесарево, а Божье Богу». Также и в эпизоде изгнания торгующих из храма — Им были перевернуты не только лавки торговцев жертвенными голубями, принесенными местными крестьянами на продажу для празднования Пасхи. Евангелия отдельно подчеркивают, что Иисусом были перевернуты столы менял (на которых находились принесенные в храм запрещенные иудейской религией скульптурные портреты в виде римских денег. — Прим. автора).

Самим иудейским властям отливка собственных монет из золота и серебра была в это время запрещена Римом. На их мелкой медной монете обычно были изображены неодушевленные предметы.

Единственными деньгами, имеющими весовую стоимость самого драгоценного металла, были римские деньги и деньги другой римской провинции, Ливана, — серебряные «тирские шекели». Простой народ обменивал в храме свою местную медную валюту на эти серебренники, чтобы оплатить храмовые жертвенные услуги. Этим-то обменом менялы и занимались. Но на лицевой части ливанских шекелей было рельефное изображение Геракла, а на обороте — орла с надписью «Тир, Божественный и Нерушимый». Принести в храм изображения чужих богов? Да еще и с надписью «Божественный»? Для соблюдающих Закон это было просто святотатством. Правда, невозможность для всего народа даже прикасаться к запрещенным скульптурным портретам чужих богов грозила полным исчезновением в стране единственной полновесной имперской валюты. В каком виде тогда собирать налоги и платить их Риму? Ему не были нужны не имеющие хождения и весовой стоимости самого металла провинциальные медяшки. Поэтому реакцию властей на подобное отношение к официальной римской валюте предсказать нетрудно. Кстати, тирскими шекелями, согласно Евангелиям, и были те самые «тридцать сребреников», которыми было оплачено предательство Иуды. Но первые христиане соблюдали эти запретные законы. Большинство первых христианских мучеников стали ими после того, как из религиозных убеждений они уничтожали «идолов» — скульптурные изображения античных богов. Впоследствии, уже после утверждения христианства как основной религии Римской империи, на всей ее территории появились самые разные святые образы, и о старых ветхозаветных законах уже громко никто не вспоминал до тех пор, пока византийский император Юстиниан II в 695 году не выпустил монету, на одной стороне которой был изображен он сам, а на другой — Спаситель с надписью «Царь Царем». Реакция мира на появление этой монеты оказалась непредсказуемой.

Несмотря на уже большое количество святых образов, существующих в империи, в ее теологических кругах было еще немало последователей буквального следования законам Ветхого Завета. Да и в соседних мусульманских странах, чьи законы относительно портретных изображений полностью повторяли ветхозаветный запрет, отказались прикасаться к этим деньгам. Дотрагиваться до изображения чужого бога? Старая история повторилась. Но на сей раз экономический удар по империи был огромным. Кончилось тем, что император Лев III снял Образ Спасителя с входной башни Константинополя (к тому времени эта икона уже стала символом города). А в 730 году его же указом было запрещено поклоняться любому религиозному образу, исключение составлял лишь символ креста. Начался первый период иконоборчества, который продолжался до 787 года. После этого до 814 года иконославие ожило, затем до 842 года был следующий период иконоборчества, ну а потом о запрещении изображения святых образов до Западной реформации никто уже больше и не вспоминал. В православии же почитание Божественной красоты окончательно победило запрещающие ее изображение ветхозаветные правила.

Примером того, как традиции предыдущих культур переходили в христианскую, могут служить росписи дошедших до нас храмов, возникших в первые века распространения христианства. Это подпольные храмы: катакомбы самого Рима, молельни ближневосточного направления — Сирии и Ирана, и египетской ветви — будущей Коптской церкви. И везде в это время новая религия использовала старую, доставшуюся ей в наследство от предыдущих традиций технику живописи и символы, привычные для местных верующих. В римских катакомбах мы найдем уже новые символы, непосредственно относящиеся к Спасителю, например изображение рыбы (рыба по-гречески звучит как ихти-ос — слово, состоящее из начальных букв имени: Иисус Христос Сын Господень, Спаситель), или его монограмму ХР. Из новозаветных сюжетов, впоследствии вошедших в сюжеты иконописи, встречаются отдельные сцены непосредственно из земной жизни Спасителя, такие как «Христос и Самаритянка» и «Воскрешение Лазаря». Датировать эти фрески довольно трудно, ясно только, что они были написаны еще до официального принятия христианства Римом в 380 г.

Страницы: 1 2 3

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет