Рождение иконы и ее прародители

До сих пор мы немного говорили о русской иконе как об уже сложившемся явлении. Сейчас мы попытаемся хотя бы что-то сказать о самых первых шагах христианского искусства. Хотя бы что-то — просто потому, что мы знаем очень мало о самых ранних святых изображениях. До нашего времени дошли только единицы древних святых икон.

Нам известны три церковных предания о первых святых образах. Первое — о Спасе Нерукотворном, когда Спаситель в ответ на просьбу царя малоазийского города Эдессы прийти к нему и вылечить его от проказы просто прикоснулся лицом к белому плату (полотенцу), и на этом плате отпечатался его Образ. Дошедшая до нас легенда, получившая распространение в западной церкви, о том, что святая Вероника дала Спасителю полотенце утереть пот во время несения креста и его лик отпечатался на плате, возможно, значительно более поздняя. В восточном варианте посланник царя отвез чудесный плат своему повелителю, и тот выздоровел. Этот сюжет стал первой иконографией Нерукотворного Образа на плате. Не исключено, что этот Образ напрямую связан с Туринской Плащаницей, привезенной крестоносцами из Константинополя и хранящейся сейчас в Турине. У православной церкви еще нет определенного отношения к этой почитаемой католиками святыне.

И сейчас наука может сколько угодно дискутировать о подлинности плата, но то, что Образ, запечатленный на нем, совпадает с общепринятым изображением Спасителя, опровергать не приходится. По легенде, во времена очередного иконоборчества священная ткань была спрятана и столетия пролежала, замурованная в стене. Когда после возобновления иконопочитания стену укрытия взломали, то обнаружили перед платом горящую негасимым огнем лампаду, и Образ, отпечатавшийся на охраняющем плат камне. Отсюда происходит вторая иконография Нерукотворного Образа — только лик, без плата.

Другое предание связано с написанием первого портретного образа Божьей Матери евангелистом Лукой и также послужило сюжетом многих последующих икон, а сам апостол Лука стал покровителем иконописцев. Третья апокрифическая история в какой-то степени отражает антипортретные идеи еще ветхозаветного периода, но свидетельствует и о том, что первые иконы уже существовали. Это история из деяний апостола Иоанна, относящаяся, возможно, ко II веку. В ней рассказывается о том, как некто Клеопатра, жена префекта Эфеса, подверглась воздействию дьявольских сил. Она от этого заболела и умерла. Но святой Иоанн воскресил ее. Тогда Ликомед заказал себе портрет Иоанна и благолепно относился к нему, украсив гирляндами, поставив перед ним свечи и умасляя благовониями. Увидев этот новый образ, Иоанн спросил: «Ты все еще живешь, как язычник?» Но не приказал уничтожить икону, а просто подошел к зеркалу и проверил сходство. Другие дошедшие до нас свидетельства о первых иконах тоже говорят о том, что многие из них были написаны в знак увековечения мистического исцеления.

Христианство после своего рождения необычайно быстро распространилось во всех уголках Римской империи. Огромная держава была в целом очень терпима к различным религиозным верованиям входящих в ее состав многочисленных народов. Обязательными требованиями Рима были безупречная уплата налогов гражданами покоренных государств, поддержание порядка, обеспечение безопасности торговых путей и признание всеми святости природы римского императора. Любое действие, которое могло рассматриваться как нарушение этих правил — будь то восстание рабов, грабеж каравана или умышленное разрушение храма другой религии — считалось преступлением, направленным непосредственно против империи, и каралось очень сурово — распятием. Такая религиозная свобода внутри многонационального государства привела к тому, что храмы разных религиозных конфессий могли спокойно сосуществовать друг с другом.

Каждая из этих древних религий имела свои установившиеся художественные традиции, к которым другая религиозная община могла постепенно привыкать и даже заимствовать отдельные элементы религиозного искусства соседей. Кроме того, необычайно активная апостольская деятельность по распространению новой религии заводила ее проводников в страны с иной художественной культурой, чем на Святой земле. Новообращенные христиане принесли с собой в церковную жизнь и свое привычное понимание места искусства в храме, и привычные старые религиозные символы вместе с видами и техническими способами их изображений. Первые епископы — еще до канонизации Евангелий, разработки церковной догматики и установления иконографических канонов — пользовались большой свободой в выборе сюжетов и способов их изображения в храме. В дошедших до нас единичных произведениях раннехристианского периода наряду с традициями римского портрета мы найдем символику и технологию живописи Древнего Египта и египетского, уже эллинизированного, искусства. Многочисленные элементы перетекут в новую художественную культуру из искусства древних греков и их ближневосточных соседей. Но основными сюжетами росписей древнейших храмов будут все еще истории из Ветхого Завета. Новозаветные сюжеты в первых церковных росписях встречаются еще очень редко, однако целые мириады символов перейдут в будущее искусство иконописи из комбинации культуры Ветхого Завета со всеми остальными многонациональными живописными традициями. Некоторые из этих символов столетия спустя приобретут новое толкование или иную значимость при незначительном изменении их внешнего вида.

Страниц: 1 2 3

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет