Немного о технике иконописи

Дерево всегда усыхает по годовым кольцам, которые как бы стягивают доску изнутри. В середине лицевой поверхности заготавливаемой иконной доски выдалбливалось плоское углубление — ковчег. Для того чтобы икона не выгибалась внутрь, ковчег всегда выдалбливался в направлении от внутренних годовых колец. Скос между ковчегом и обрамляющим его выступом, или «полем», называется лузгой. Это своеобразная граница между «окном» в мир Божественного и миром земным, который олицетворяют собой поля. В иконе поля исполняют роль рамы, в которую обычно вставляют картину.

Глубина ковчега, наклон лузги, а также соотношение пропорций полей относительно средника — центральной композиции иконы тоже со временем менялись и также позволяют нам судить о возрасте иконы. До XV века чаще встречается глубокий ковчег с крутым переходом по лузге к полям.

После XV века ковчег стал намного мельче, скос лузги — более плавным, а поля — более узкими. С появлением иконостаса в соотношении горизонтальных и вертикальных полей иконы тоже появились изменения. Нижние и верхние поля делались значительно шире боковых, а разница компенсировалась широкой красной филёнкой. Но здесь надо учитывать, что часть этих полей оказывалась спрятана за тяблами иконостаса (горизонтальными деревянными брусьями, на которые ярусами устанавливаются иконы), а соседние боковые поля у двух рядом стоящих икон образовывали вместе общий промежуток между средниками с изображением. Технически поля служили не только рамкой, обрамляющей образ, но и защищали его от повреждений в случае падения. В XVII веке на небольших иконах появился и двойной ковчег — с тоненькой дополнительной рамкой, защищающей уже сами поля.

После того как доска готова, производится подготовка к ее грунтовке. Сначала икона проклеивается. Традиционно русские иконописцы использовали для своей работы рыбий клей. Он самый пластичный из всех органических клеев, хотя и не самый крепкий. Лучший рыбий клей готовился из плавательных пузырей осетровых рыб, за ним по качеству шел клей из хрящей этих же рыб, а чуть хуже считался сомовый клей. Использовался горячий клей крепостью примерно 5%.

При проклейке надо внимательно смотреть на поверхность доски. Структура дерева неравномерна, и клей будет впитываться в разных местах доски по-разному. В местах, где клей «исчезает» с поверхности, уходит внутрь, его надо добавить. Много клея на поверхности быть не должно, но проклейка должна быть ровной, чтобы не допустить ухода клея внутрь при следующем процессе — наклейке паволоки (иногда ее называют «серпянкой»). После того как доска просохнет до полного высыхания клея (обычно это занимает сутки), на ее поверхность наклеивается паволока. На старых иконах это были, как правило, куски толстого редкого холста грубого домашнего плетения. Часто паволока наклеивалась не на всю поверхность иконы, а только закрывала стыки досок. Благодаря ей обеспечивалось лучшее прилипание грунта (левкаса) к поверхности, чем непосредственно к доске. Кроме того, она служила как бы буфером между доской и грунтом. Влага внутри доски имеет привычку собираться именно под грунтом, что способствует его разрушению. Кроме того, внутренние колебания самой доски ведут к образованию кракелюра — растрескивания самого левкаса вместе с живописью. А в случае с паволокой краски наносятся на пластичный холст, укрепленный сзади доской. После XVIII века, с появлением машинного производства ткани, в качестве паволоки могли использовать самый разный материал, но обязательно прямого плетения и с нитями, идущими параллельно полям иконы. Любое фигурное плетение вызывает ненужное разностороннее натяжение ткани. На дешевых иконах XIX века в качестве буфера иногда использовалась и бумага.

Паволока никогда не наклеивалась на лузгу — обязательно натянется и отскочит, а только на поля и средник, и всегда отдельными кусками. Перед наклейкой паволоки на просохшую после предварительной проклейки поверхность иконной доски наносился слой 15%-ного раствора клея (1 часть клея на 6 частей воды). Заранее вырезанный по размеру кусок ткани опускался в тот же самый клей, накладывался на эту поверхность и разглаживался. Техники наложения могут быть разные, но на старых иконах паволока всегда толстая и гибкая. Клей внутрь нитей самого холста не проходил, только облегал их, как и на грунтовке холста под живопись. После этого опять идет день просушки, иногда дольше, до полного высыхания ткани. Время просушки зависит и от толщины самого материала паволоки, и от температуры в помещении, где икона сохнет. Одновременно готовится и левкас. Он должен хотя бы сутки устояться перед использованием.

Рецептуры грунтов в старину были самые разные. В качестве наполнителя использовались мел, отработанный гипс, алебастр. Олифа могла добавляться в грунт или нет. Мог добавляться и казеин. У каждого мастера были свои заветные рецепты. Самый простой и надежный грунт, как показало время, это просто смесь клея с мелом и небольшим добавлением олифы в качестве пластификатора. Процентное содержание клея может варьироваться в зависимости от способа его нанесения, но соотношение сухого клея к мелуне должно уходить далеко от комбинации 12-15% клея с добавлением мела и немного олифы. Этот левкас в горячем состоянии должен выглядеть по своей густоте как натуральная сметана (без современных методов ее искусственного уплотнения с помощью крахмала). Приготовленный грунт всегда может быть впоследствии разбавлен очень жидким раствором клея для более удобного нанесения его кистью. Водой разбавлять уже готовый грунт нельзя, ибо она не соединяется с мельчайшими частичками смеси из клея, мела и олифы и разрушает ее внутренние связи. Под позолоту грунт делается с последующей идеальной полировкой. Под краску полировать очень сильно нежелательно — эмульсия должна немного входить в грунт и вдобавок иметь небольшое чисто механическое сцепление. Излишнее рвение в полировке может привести к тому, что краска просто отскочит.

В процессе работы каждый выбирает для себя подходящие ему соотношения. И клей, и грунт всегда готовятся в «водяной бане» — банка с составом находится в кастрюле с горячей водой. Вода не должна кипеть ни в рабочем составе, ни в «бане». Перегретая вода разрушает клей. Процесс подготовки клея различен и зависит от того, какой клей используется. Уже готовый, ранее сваренный клей достаточно просто размочить (оставить до полного растворения в холодной воде), а потом снова сварить.

Страницы: 1 2 3 4

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет