Немного о технике иконописи

Иконопись — искусство очень своеобразное и весьма сложное технически. Кроме того, это еще и необычайно стройная система — процесс создания иконы предполагает четкую последовательность, которая вырабатывалась долгой практикой многих поколений изографов и почти без изменений сохраняется в наше время. Шаг за шагом, разбив весь этот процесс на несколько этапов, скрупулезно следуя привычным правилам, в конце концов можно получить желаемый результат — самому написать икону (если, конечно, изображаемый на ней канонизирован церковью). Однако без благословления нарисованное изображение иконой не является, и молиться на него нельзя. Иногда священник сам благословляет верующего на написание иконы, он может посоветовать не очень способному художнику не заниматься этим делом, а уж чересчур упорному неудачнику — просто запретить писать иконы. Священник также имеет право не освятить уже написанное, если оно в чем-то не соответствует канонам.

Как мы уже говорили раньше, какие-то элементы иконописи на протяжении всего времени своего существования изменялись и стилистически, и технически. Появлялись новые материалы, новая эстетика. Тем не менее творчество в устоявшейся веками системе мы сможем себе позволить, только попытавшись, насколько возможно, максимально разобраться в законах этой системы. В иконописи существует одно основное правило, которому надо всегда обязательно следовать. Это правило — терпение. Никогда нельзя приступать к следующему этапу, если не уверен, что закончил предыдущий. Не спеши. Отодвинь, подожди, дай просохнуть и только потом продолжай. Ну, а теперь за работу.

С самых древних времен иконописец начинал с того, что подбирал для будущей иконы деревянное основание. От качества дерева зависит очень многое — как икона дальше будет жить. Сильно ли усохнет и покоробится? Съест ли ее жучок-точильщик? Будут ли отваливаться грунт и краска при неровном высыхании дерева и впитывании излишней влаги из воздуха? Точного указания на использование определенных древесных пород в иконописных подлинниках не встречается. Мастер всегда работал только с тем материалом, который он мог найти. Поэтому в разных странах и дерево использовалось разное. Для центральных районов России любимым материалом была липе. Она достаточно мягка и легка в обработке, имеет относительно небольшое количество сучков и не волокниста, то есть меньше подвержена растрескиванию. В северных районах преимущественно использовалась сосна, в Сибири — сосна и кедр, на юге иконы писались и на кипарисе. Не писались они только на осине — по преданию, на ней повесился Иуда. Древесина лучшая, когда дерево спилено весной, — к этому времени в ее порах накапливается максимальное количество смолы, которая ее предохранит и не даст впитываться воде из воздуха. Поэтому все старые иконы очень тяжелые. После срубки дерево высушивалось. Для более быстрого и ровного высыхания кора с бревна снималась, но не полностью — оставлялись два кольца по краям.

Торцы иногда закрашивались — дерево сохнет в первую очередь с торцов и там же начинает растрескиваться. Высохшее дерево рубилось на куски и кололось на доски. Даже когда пила стала доступна, знатоки предпочитали любую обработку дерева производить топором, рубанком или долотом. Пила распушает дерево, раскрывает его капилляры, а топор, наоборот, сминает его, забивает возможные пути проникновения влаги.

Следующий этап — обработка самих досок. Если икона предполагалась большая, склеивалось несколько досок. Для большей прочности иконного щита они еще скреплялись с задней стороны чуть врезанными деревянными планками — фигурными шпонками, так называемыми «ласточками» и «карасиками». Основные шпонки тоже крепились с тыльной стороны будущей иконы. Они способствовали ее дополнительной защите от чрезмерного коробления. В разные века шпонки делались по-разному, так что их вид помогает нам судить о времени создания самой иконы. В самых ранних русских иконах (до XV века) шпонки были накладными. Их просто наклеивали на заднюю сторону иконной доски и прикрепляли большими деревянными гвоздями (склейка все равно со временем отвалится). Шпонки могли быть наложены параллельно или в форме андреевского креста — в виде буквы «X». Обычно для прочности эта система еще дублировалась. По торцам тоже накладывались шпонки с такими же деревянными гвоздями. Начиная с XV века шпонки начали врезать в само основание доски — в специально выдолбленные пазы, расширяющиеся вглубь. Наиболее распространенными были чуть расклиненные «врезные встречные» шпонки, вставляемые на разных уровнях навстречу друг другу. Встречались также «врезные параллельные» и «врезные односторонние». Последние не проходили насквозь доски, а один конец чуть-чуть не доходил до ее края. Врезные шпонки, в отличие от накладных, давали дереву возможность немного «гулять» в зависимости от перепадов общей влажности. Обычно эти шпонки делались из того же дерева, что и сама доска, иногда — из более крепкого дерева, например из дуба. В XVIII веке появилась новая форма шпонок — врезные торцовые.

Страниц: 1 2 3 4

Мы будем вам благодарны, если вы выразите своё мнение

 
601010 Россия, Владимирская обл. г.Киржач, ул.Гагарина 27, т.(49237)222-33, 222-11 info@kir-obitel.ru
Сайт не коем образом не отражает мнение "Свято-Благовещенского Киржачского монастыря", а только мнение его авторов.
Сайт является сугубо информационным

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет